Еще год назад политическое будущее главы города Ульяновска Марины Беспаловой казалось ей весьма безоблачным. Она сумела отстроить систему управления городом, ввести свой стиль политического управления (смесь популистского нажима с демонстрацией интеллектуального управленческого превосходства), удачно вписаться в канву примерно аналогичной модели поведения губернатора Морозова (политик в регионе только один — остальные берут на себя ношу управленческих просчетов). Вырисовался неплохой дуэт: губернатор – отец региона и глава города – строгая, но справедливая хозяйка городского хозяйства.

Подручные Беспаловой уже было настроились на осваивание бюджетов по раскрутке публичности главы к новым, всенародным выборам Мэра областного центра в 2015 году, уже вышла первая серия роликов, повествующих о значительных и быстрых успехах Марины Павловны на ниве управления городом. Но все оказалось напрасным…беда пришла оттуда, откуда не ждали.

Администрация Президента приняла решение, что пора заканчивать с экспериментами по «низовой демократии» в крупных городах, которые могут с неизбежностью привести к созданию критической массы новых «локтей и ройзманов», способных рано или поздно поставить под сомнение всю систему власти. В срочном порядке были разработаны предложения по фактическому «убийству» системы самостийного местного самоуправления в городах и создания там ответвления государственной вертикали, губернаторского правления. В предлагаемой реформе местного самоуправления выборные народом Мэры упразднялись, а городские думы превращались в палаты делегированных представителей с мест, из внутригородских районных народов депутатов, которые бы из своего состава и выбирали председателя – главу города с нулевыми административными полномочиями. Реальные же полномочия по управлению городским хозяйством передавались сити-менеджеру, который назначался фактически губернатором и отвечал за результаты именно перед ним.

Даже те поправки, которые кремлевские эксперты предлагают внести перед вторым чтением законопроекта в Госдуме фактически ничего особо не меняют. Для городов мииллиоников типа Екатеринбурга, Самары и Волгограда могут оставить т.н. «екатеринбургскую модель», когда главу города хоть и выбирает население, но он является лишь главой представительной власти без полномочий, бал же заправляет все тот же назначаемый сити-менеджер.

Одним словом, к середине июня закон о новой системе МСУ уже будет принят и никаких выборов Мэра в Ульяновске в 2015 году уже не будет. Как и не будет выборов Ульяновской Городской Думы. На уровне районов города создадут самостоятельные муниципальные образования, они изберут свои маленькие думки, куда на 85% войдут уважаемые учителя, врачи и люди труда, и на 15% нужные коммерсы для дальнейшего прохождения в единую городскую думу.

Ну а теперь главный вопрос всей нашей короткой заметки. Где в этой системе Марина Беспалова? Давайте рассмотрим все возможные варианты. Но прежде отметим один занимательный факт. Марина Беспалова в последние 3 месяца просто исчезла из публичного пространства. Она не ведет аппаратные совещания в Мэрии, она не выступает на аппаратных губернатора, не делает громких политических заявлений….по инерции выходят лишь проплаченные ранее интервью, которые особо по содержанию «ни о чем». О чем это говорит? О том, что Беспалова начала сознательно дистанцироваться от городской повестки, она «отрывает» собственное позиционирование от текущих проблем Ульяновска (дороги, ЖКХ, транспорт и пр.) и уходит в тень для дальнейшего рывка в другом направлении.

Ну а теперь варианты и версии.

1. Остаться номинальным главой города – председателем Городской думы делегатов с районов.

Вариант самый простой, но самый не желаемый, по-видимому, самой Беспаловой. Марина Павловна очень амбициозный политик и не зря она все последние годы так лоббировала возвращение прямых выборов. Ей как воздух нужна была собственная «легитимность», собственный фундамент, чтобы играть нужную ей «политическую симфонию». Легитимность в виде временного решения коммерсантишек-депутатов ей в этом плане ни к чему. Она таких зависимостей не любит.

2. Попытка лоббирования собственной кандидатуры в Администрации Президента на пост губернатора региона.

Очень рисковый для самой Марины Павловны вариант. Кураторы внутренней политики в АП уже не очень любят попыток таких «прыжков через голову», они научились проектировать политический ландшафт в регионах по своим меркам и лекалам. Увидеть Беспалову в роли сменщика Морозова они могут только при условии серьезных проблем у последнего (низкий рейтинг, раскол и конфликты в элитах, участие в бизнес-процессах) и при наличии у самой Беспаловой хорошего реноме по схожим параметрам. Но у Морозова пока текущих проблем подобного рода не наблюдается. Потому данный вариант маловероятен.

3. Уход в Законодательное Собрание на позицию председателя или его первого зама.

Возможно, весьма приемлемый для самой Беспаловой вариант. Она остается в топовой позиции региональной политики и продолжает наращивать свой электоральный потенциал для будущих возможных перемен в руководстве региона. Но для того, чтобы реализовать такой «переход» ей нужно содействие губернатора, договоренность с ним для проворачивания процедуры ухода из ЗС единоросса-одномандатника, проведения новых выборов по округу, компенсаций Бакаеву или ее заму за освобождение своего места и т.п. Очень сложный процесс и чтобы на него решиться нужны очень серьезные козыри в договоренностях с Морозовым…есть ли они у Беспаловой – большой вопрос.

4. Ректорство в УлГУ.
Пожалуй – наиболее возможный для Беспаловой вариант. Она уже была проректором университета и держала в своих цепких руках все финансовые и хозяйственные вопросы. Статье же ректором – это хорошая возможность остаться в первом эшелоне хозяйственно-политической номенклатуры региона и тихо повышать свое благосостояние, не неся особых политических рисков и потерь. Ждать своего часа, как говорится. Риск в этом плане только один – возможное объединение УлГУ с УлГПУ и УлГТУ…но когда это еще будет и будет ли вообще, пока не известно.

Вот, пожалуй, наиболее возможные сценарии будущей политической судьбы Марины Павловны…можно, кончено, еще привести и другие возможные траектории, типа перехода в Правительство Морозова (но Беспалова не выглядит для такого шага настолько политическим камикадзе), руководство какой-нибудь федеральной структурой в регионе (это тоже маловероятно) или переезд в Москву для работы на федеральных должностях. Но все это уже вещи второго порядка и погоды в нашем общем раскладе не делают.

Итак, ждем и гадаем. Что же выберет сама Беспалова. Время покажет.