Соответствующее решение приняла компания Sollers. К лету представители компании обещают назвать изготовителя лимузина.

Проект «Кортеж» предусматривает создание целого модельного ряда представительских автомобилей. В производстве внедорожников руководство компании Sollers решило задействовать Ульяновский автомобильный завод.

Денис Мантуров, возглавляющий министерство промышленности и торговли, провел брифинг в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ), в ходе своего выступления он сообщил, что в вопросе выбора производителя внедорожника на платформе проекта уже поставлена точка.

Мантуров заявил, что уже к 2015-2016 годам будет подготовлен прототип автомобиля. В производстве внедорожника производитель Sollers будет использовать уже разработанную платформу, что позволит создавать более доступные внедорожные автомобили. В рамках проекта предусматривается создание нескольких категорий автомобилей. Помимо президентского лимузина будут выпускаться автомобили для чиновников, эти же автомобили с незначительными изменениями поступят на рынок. Министр отметил, что пока что речь идет о выпуске небольшой партии автомобилей в несколько десятков тысяч. Объемы производства после 2017 года ориентировочно составят около 40000 автомобилей в год.

Мантуров обратил внимание на то, что не проект не потребует значительного финансирования, так как нет нужды в модернизации производства. Практически все инвестиции Sollers будут связаны с приобретением оснастки. Он подчеркнул, что компания заинтересована в реализации этого проекта, потому что это дает ей возможность разработать новую платформу за счет бюджета, впоследствии Sollers имеет право использовать платформу в коммерческих целях. Бюджет возместит потраченные средства за счет уплаты налогов производителем.

На данный момент правительство подбирает производителей для разных категорий автомобилей. В качестве претендентов на производство седана на платформе «Кортеж» называются «Газ», «ЗиЛ», «Volkswagen» и КАМАЗ. Немецкий концерн в последнее время занялся расширением производства в Калуге, а «КАМАЗ» может заключить партнерское соглашение с Mercedes в области производства седанов в режиме промышленной сборки.

Мантуров подчеркнул, что Sollers вполне может стать производителем микроавтобуса на этой платформе. В качестве претендента выступает еще и группа «ГАЗ», поэтому окончательное решение еще не принято.

В отношении выбора седана министр рассчитывает на принятие решения к середине лета, пока что идет изучение различных претендентов. В ближайшем будущем может стать известен производитель минивэна.

Основой для реализации проекта стало распоряжение российского правительства подготовленное 6 февраля этого года. Основная задача лежит на плечах специалистов НАМИ – они должны разработать современную платформу, отвечающую требованиям отечественных производителей. Составные части новой платформы производители России в будущем будут использовать в проектировании собственных моделей автомобилей.

Проект предусматривает создание машин для государственных чиновников высшего ранга, их количество составит около 5% от общего количества производимых автомобилей. Часть выпущенных автомобилей попадет на массовый рынок. Выпускаться будет несколько модельных рядов автомобилей бизнес- и премиум-классов. Для реализации этого проекта на базе НАМИ формируется несколько взаимосвязанных подразделений (центры, отвечающие за разработку стиля, конструкции, отвечающие за технологическую часть и проведение испытаний). Уже сформирован инжиниринговый центр.

Финансирование проекта началось еще в 2013 году. Тогда в уставной капитал ФГУП «НАМИ» было перечислено 350 млн рублей, еще столько же было инвестировано в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), которые тоже выполняются в НАМИ. Расходы на проект в 2014 году составят 717 млн рублей – в качестве взноса в уставной капитал и 2,893 млрд рублей будет перечислено на выполнение НИОКР.

В апреле этого года и з состава участников проекта вышла компания Marussia Motors. В самой компании это решение объясняют массовой миграцией специалистов. Изначально планировалось, что Marussia Motors займется проработкой инженерных решений, узлов и агрегатов, также она должна была выполнить маркетинговое планирование. То есть Marussia Motors должна была полностью разработать лимузин и внедорожник. Недавно компания объявила о том, что она вынуждена заморозить все работы, связанные с созданием машин для первых лиц государства.

В компании сетуют на отсутствие финансирования и то, что практически все специалисты (конструкторы и дизайнеры) перешли в НАМИ. В Marussia Motors сообщают, что из компании ушли все люди, связанные с проектом «Кортеж».

В то же время компания продолжает существовать, по крайней мере, формально, ведь не было принято решение о ее закрытии. Но основной массы специалистов уже нет, фактически перестал существовать весь дизайнерский и конструкторский отделы.

Тем не менее, Мантуров не считает, что выход из проекта компании Marussia Motors повлияет на сроки его реализации. Он обратил внимание на то, что большая часть специалистов осталась в работе, они просто перешли работать в НАМИ. Министр добавил, что в проекте участвуют отечественные инновационные компании, иностранные компании, российские отраслевые соисполнители. В министерстве полагают, что проект будет коммерчески успешен и окупится в очень сжатые сроки. В этом ему должны поспособствовать наработки интернациональной команды экспертов в сфере автомобилестроения.

Стоимость проекта оценивается в 12,4 млрд рублей. Эти средства будут направлены в проект на протяжении 4 лет его реализации. Глава минпромторга подчеркнул, что на данный момент все работы идут строго в соответствии с утвержденным бизнес-планом. Если в будущем и будут внесены какие-либо изменения, поставлены дополнительные задачи, то для их финансирования будут привлекаться инвесторы, а не средства госбюджета.

Мантуров обозначил примерный график выполнения работ. По его словам, до конца года специалисты представят 3-мерые виртуальные макеты всех автомобилей. Должны быть изготовлены реальные прототипы двигателя, автоматической КПП, составляющих электронной системы управления, а также силовой части кузова.

К 2015 году будут созданы первые экспериментальные образцы моделей. На 2016 год запланированы испытания прототипов. В 2017 году состоится старт производства седанов и лимузинов, также стартует разработка силовой установки. В 2018 году начнется серийное производство внедорожников и микроавтобусов.

Министр подчеркнул, что в проекте используются наработки других инжиниринговых центров, в том числе и Porsche Engineering, компании «ё-инжениринг» и потенциал Петербургского политехнического университета. Авторы проекта не собирались делать выпуск автомобилей излишне массовым, планировалось выпустить около 15000 – 20000 автомобилей по всем 3 моделям. Но анализ бизнес-плана показал, что именно серийность, выпуск более доступных машин позволит снизить себестоимость производства и улучшить финансовые показатели.

Вопрос бренда новинок пока что остается открытым. Лимузин может быть представлен на рынке под брендом «ЗиЛ», но в серию пойти под маркой «Руссо-Балт». В начале ХХ века уже производились автомобили под этим именем. Marussia предлагала свое название в качестве бренда для машин.

Максим Нагайцев, возглавляющий ФГУП «НАМИ», отметил, что платформа планируется модульной, поэтому у создателей автомобиля появляется простор для творчества, они могут собрать как офис на колесах, так и комфортный семейный автомобиль. Что же касается ценовой политики, то стоимость новинок будет изменяться в широком диапазоне. Стартовая отметка будет установлена на уровне 1млн рублей (самые простые версии), максимальная цена будет находиться на уровне 20 млн рублей.

Он сообщил, что в коллективе этот проект получил неофициальное название «Роут», как символ того пути, который предстоит пройти. Гендиректор НАМИ отметил, что перед его подчиненными стоит задача провести «сквозняком» через седан, микроавтобус, внедорожник революционные технические решения. Нагайцев добавил, что в западных странах вряд ли понимают специфику российского автомобильного рынка, а сотрудники НАМИ отлично понимают все тонкости.

Ранее многочисленные эксперты выражали мнение, что без участия западных стран вряд ли удастся завершить проект по созданию лимузинов для госчиновников высшего ранга. Что касается стоимости проекта по выпуску линейки представительских автомобилей, то чаще всего называлась сумма в €1 млрд. Специалисты склоняются ко мнению, что это скорее имиджевый проект и вряд ли он окажется экономически эффективным.