18 января 2014 года на портале «Улпресса» читатели обсуждали темы: «По паре крыльев. В Ульяновской области построят два авиазавода», и, «Семилетняя история канадского Bombardier Q400 в России», где ставили под сомнение начало сборки канадских самолетов Q-400 в 2015 году в Ульяновске.
Уже в начале марта 2014 года ситуация начала проясняться:

Вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин прокомментировал появившееся 7 марта сообщение о том, что Канада решила применить санкции к России и выслать из своей страны девять военнослужащих. Рогозин выразил сомнение в целесообразности открытия производства в России канадских самолетов Bombardier.

«Стоит ли нам тогда разворачивать у себя производство самолетов Bombardier? Может предпочесть европейский аналог? Или, наконец, наш авиапром начнет разрабатывать и строить собственную современную конкурентную технику?», – написал зампред правительства на своей страничке в Twitter.

Как известно, в начале года губернатор Ульяновской области Сергей Морозов сообщил о том, что канадская компания Bombardier в кооперации с госкорпорацией «Ростех» хочет построить в Ульяновске завод по сборке самолетов Q400. Предприятие планировали разместить на территории Портовой особой экономической зоны.

Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области:
«Общий объем инвестиций оценивается в 100 млн долларов. Половину этой суммы направят на создание инфраструктуры, а оставшиеся средства пойдут на оснащение предприятия и обучение персонала. На производстве создадут 200 рабочих мест.
Ожидается, что размещение авиационного производства на территории Ульяновской области станет мощным экономическим козырем региона. По словам экспертов, начало производства Q400 сулит серьезные перспективы для экономики региона»
.

ЧТО ИЗ ЭТОГО ПОЛУЧИЛОСЬ.

13 марта, после проведенного совещания с руководителями ведущих оборонных предприятий страны, в связи с возможностью введения Западом санкций против России, Рогозин пообещал, что Россия будет строить и покупать свои гражданские самолеты.

«Будем строить и покупать СВОИ гражданские самолёты.  Обсудим перспективы запуска производства ИЛ112, ИЛ114 и других перспективных машин», – написал он. «Также укрепим конструкторский потенциал «туполевцев» и «мясищевцев». От «промсборки» перейдем к собственной разработке и производству», – добавил Рогозин.

21-го марта 2014 года на транспортном портале gudok.ru появилось сообщение президента канадского авиастроительного концерна Пьер Бодуэн: «Bombardier может свернуть планы сборки в России самолетов Q400 из-за Украины»

ЗАПУСК ПРОИЗВОДСТВА Ил-112 и Ил-114. ШАГ ВПЕРЕД  ИЛИ ДВА НАЗАД?

Если не хватило 24-х лет для начала производства этих самолетов, сколько ещё потребуется времени?

Ил-112 — российский лёгкий транспортный самолёт.
Проектирование самолёта началось в первой половине 1990-х годов. Первоначально самолёт был представлен в качестве пассажирского. Было создано АО «Ил-Башкирия» для финансирования подготовки производства самолёта. Финансирование программы Ил-112 должно было проводиться из выручки от продажи башкирской нефти. Серийное производство Ил-112 планировалось организовать на Кумертауском АПО с 1994 года (с частичным его перепрофилированием за счёт снижения мощностей, задействованных на производстве вертолётов «Ка»). Но эти планы не были реализованы. Впоследствии было принято решение о развертывании серийного производства Ил-112 в Воронежском акционерном самолётостроительном обществе.

Первый полет Ил-112 планировалось провести до конца 2011 года, однако в августе 2010 года Министерство обороны России приостановило финансирование проекта.
В июле 2011 года Воронежское акционерное самолетостроительное общество, занимавшееся сборкой первого прототипа Ил-112, объявило о заморозке проекта. Поводом для заморозки проекта стало обнаружение в нем ряда конструкторских недочетов. В частности, в ходе испытаний оба двигателя Ил-112 смогли развить мощность в 2,8 тысячи лошадиных сил вместо заявленных 3,5 тысячи.

ИЛ-114 – пассажирский самолет.
Пассажирский самолет местных воздушных линий с двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117С мощностью 2500 л.с. для перевозки 64 пассажиров. При разработке самолета особое внимание было уделено снижению уровня шума как на местности, так и в кабине.

Опытный самолёт Ил-114 выполнил первый полёт 29 марта 1990 года. Из-за «недостатка средств» сертификация чрезмерно затянулась, и только 24 апреля 1997 года самолёт получил Сертификат типа № 130—114 от Авиарегистра МАК.

Серийное производство предполагалось на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В. П. Чкалова, где были созданы мощности по выпуску 100 самолётов в год. Ранее предполагалось выпускать самолёты также в Москве на МАПО им. Дементьева. В постсоветский период авиакомпании стран СНГ не проявили большого интереса к Ил-114, серийное производство самолёта так и не началось.

До 2012 года Ил-114 выпускался серийно на авиационном заводе в Ташкенте. Всего было построено 17 машин. Две машины уничтожены в катастрофах. Семь самолётов эксплуатируются в авиакомпании «Ўзбекистон Ҳаво Йўллари».

По состоянию на 2012 год производство Ил-114 на Ташкентском авиационном заводе завершено, завод переориентирован на другую деятельность, Ил-112 существует в макетном исполнении, с 2004 года в России не смогли собрать даже 4-х установочных бортов для тестирования и лицензирования.
Теперь неясно, когда и что заработает.

Нам остается лишь надеяться, что «Авиационную столицу России» поднимут на крыло малые самолеты-амфибии Л-42М «Самара», для производства которых планировали построить второй авиационный завод на территории портовой особой экономической зоны Ульяновска.

АВИАКОНСТРУКТОР ВИКТОР ИЛЬИЧ ТОЛМАЧЕВ о сегодняшнем состоянии авиастроения и о новых разработках:

Виктор Ильич, можете ли вы, как специалист в авиации сказать, что потеряла наша страна за эти 20 лет?

– Любой специалист следит за трендом развития своей отрасли. Так вот, с 1945 по 1985 год в Советском Союзе были разработаны и построены опытные экземпляры 350 – 400 летательных аппаратов (!!!), то есть примерно по 10 проектов в год. Половину всех разработанных новых самолетов, вертолетов, экранопланов, «забраковывали» во время летных испытаний по разным причинам. Выбирали те, которые удовлетворяли требования и задачи того времени. Из этих выбранных для серийного производства летательных аппаратов было построено и выпущено примерно 70 тысяч штук, начиная от истребителей МиГ-9 и до Руслана. Сегодняшняя реальность такова: за 20 последних лет в России было разработано всего 4 проекта, а серийного производства практически нет. Это страшно.

Способна ли сегодняшняя Россия наладить производство упомянутых самолетов, которые не смогли запустить с начала 90-х годов?