Вот уже больше месяца миновало с тех пор, как Крым вновь вошел в состав РФ. Сегодня можно подвести краткие предварительные итоги, возможно, одного из самых ярких событий в истории современной России. В данном контексте мы берем интервью у нашего земляка, вице-президента Федерации еврейских национально-культурных автономий (ФЕНКА), руководителя Общероссийской общественной организации «Российский еврейский молодежный конгресс» (РЕМК) Дабакарова И.А., который одним из первых протянул руку помощи представителям крымской еврейской общины, практически единогласно поддержавшим вхождение Крыма в состав РФ.

И.А. Вы выезжали в Крым до и после референдума. Расскажите, что натолкнуло Вас на мысль о необходимости поддержки еврейской общины Крыма, как Вас встретили, как изменились настроения крымских евреев после референдума?

Я более 20 лет занимаюсь общественной деятельностью в системе еврейских сообществ России. Начав в юности с организации молодежного еврейского клуба, затем был избран руководителем Ульяновской еврейской общины, а последние 5 лет посвятил развитию общероссийской организации — Российского еврейского молодежного конгресса, стал вице-президентом Федеральной еврейской национально-культурной автономии и представляю российских евреев в нескольких международных организациях. Я хорошо знаю сложную структуру связей и отношений внутри еврейского сообщества и знаю, как осторожны и выверены должны быть шаги руководства, чтобы обеспечить максимальное спокойствие простым евреям – членам общины.
Как и все, я наблюдал за развитием событий на Украине, и меня насторожило появление у некоторых лидеров еврейской общины Украины, которых я знал, снисходительного отношения к политическим кругам, известными своими профашистскими идеалами и лозунгами. В частности, к наследникам бандеровских УНА-УНСО, чьи дела на Украине, в Польше, в Белоруссии во время войны всем хорошо известны.
В ноябре я написал встревоженное открытое письмо представителям еврейских структур, обращая их внимание именно на это: нельзя еврейским лидерам стоять с фашистами на одной трибуне! Как бы не совпадали их взгляды на некоторые стороны жизни? Меня не интересовала и не интересует политика, меня интересуют простые евреи. И история уже достаточно учила нас, кому придется отвечать за действия таких лидеров! В ответ я получил волну возмущенных отзывов. Ну да Бог с ними! Когда ситуация обострилась – я встретился с Президентом Федеральной национально-культурной автономии В. Д. Штернфельдом, который поддержал мое желание поехать в Крым и встретиться с представителями еврейских общин. Он заверил, что российское еврейское сообщество готово оказывать всестороннюю поддержку крымским евреям.
Евреи Крыма оказались в сложном положении: их духовные лидеры покинули их под разными предлогами, со всех сторон звучат различные лозунги, но никто не сказал просто и понятно: как жить дальше, какие реальные перспективы стоят перед еврейской общиной.
Именно для этого я я поехал в Крым – рассказать людям, как живут еврейские общины в России, как работает Федеральная еврейская национально-культурная автономия, какие программы у нас реализуются, что такое Российский еврейский молодежный конгресс, какие у него цели и задачи и т,д.
Вторая моя поездка была уже скорее рабочей. С Председателем Ассоциации еврейских организаций Крыма А.И. Гендиным и еврейской общественностью мы обсудили конкретные практические шаги, мы составили план ближайших проектов и мероприятий, которые будут реализованы.

И.А. Расскажите, пожалуйста, будете ли Вы развивать сотрудничество с крымской общиной? Какие у Вас планы на будущее? Готова ли к взаимодействию еврейская молодежь полуострова?

Безусловно, сотрудничество будет развиваться. Как я уже сказал, сформирован ориентировочный план совместных проектов и мероприятий. Уверен, что мы сможем наладить работу в очень короткие сроки – не нужно создавать национально-культурную автономию «с нуля». Работа в Крыму налажена – и она не так сильно отличается от того, что мы делаем в России. Это поддержка стариков — медицинская, благотворительная и патронажные службы, культурные проекты, молодежные мероприятия. Нам остается лишь форсировать процессы сближения Крыма и других регионов, чтобы наладить межрегиональные связи.
Уже идет сбор всех необходимых документов для того, чтобы оформить официально Крымскую региональную еврейскую национально-культурную автономию, Российский еврейский молодежный конгресс начинает работать с молодежью Крыма.
Кроме того, уже оказана помощь еврейским общинам пяти крупных городов Крыма на празднование Песаха – священного праздника для каждого еврея. В.Д.Штернфельд от имени Федеральной еврейской национально-культурной автономии передал в Крым необходимые для проведения пасхального седера мацу и кошерное вино. Это не просто материальная помощь — это очень важная и искренняя поддержка, особенно значимая в преддверии праздника.
Но это лишь механизмы. Главное, что найден общий язык, есть понимание совместного будущего и ясное представление о том, куда двигаться дальше.

И.А. По Вашему мнению, какая судьба ждет крымские синагоги, брошенные иностранными раввинами накануне референдума?

В еврейской традиции синагога – не храм и не церковь. Это «бейт мидраш» – «дом собраний». Синагоги всегда принадлежали и принадлежат общине. И кто будет раввином, и кто будет заниматься там духовной деятельностью – будет решать сама община. Анатолий Исаакович Гендин поделился со мной опасениями, что синагоги станут предметом «рейдерского захвата» – я очень надеюсь, что этого не произойдет.

И.А. Пытались ли у Вас взять интервью зарубежные СМИ в период Вашего пребывания в Крыму?

Прямых встреч не было, но была одна интересная ситуация: во время моей встречи с лидерами еврейских организаций Симферополя, которая проходила в здании общины, в одной из комнат раввин Михаил Капустин давал интервью CNN, воодушевленно вещая «от имени евреев Крыма». Мы пригласили журналистов посетить и нашу беседу – послушать другое мнение, увидеть другую точку зрения. Они пришли к нам, но затем сказали, что им это не интересно.
И съемочную бригаду не смутило то, что на нашей встрече было около 10 человек – представители еврейских общин, женского клуба и благотворительных служб, культурной и молодежной организации. Мир услышал лишь раввина Капустина – гордо говорящего в одиночестве голосом «всех евреев Крыма»!

И.А. Как сказывается кризис в отношениях между Россией и Украиной на отношениях между еврейскими общинами двух стран, и каковы Ваши прогнозы по этому поводу?

Отношения между еврейскими общинами двух стран достаточно сложные, но думаю, что евреи, как всегда, договорятся.

И.А. Главный раввин Украины Яков Блайх в своих интервью американским СМИ говорит о «российских провокациях» на Украине, главный раввин России Веря Лазар одобряет вхождение Крыма в состав РФ. Говорит ли это о возможном расколе движения «Хабад-Любавич»?

Я религиозный человек, но считаю что задача раввина — быть в первую очередь духовным лидером и заботиться о духовном благополучии общины. Тем не менее, по данному вопросу мне очень близка позиция рава Берла Лазара.

И.А. Какую оценку Вашим контактам с крымской общиной дали российские и международные еврейские организации? Что думают по этому поводу на исторической Родине евреев?

Насколько я знаю, никаких официальных оценок не давалось, и с исторической родины пока тоже.
Но на уровне частных бесед – я слышу и слова поддержки, и слова упрека. Мнений много – также как и людей.

И.А. Многие считают, что в Крыму Вы выполняете поручения Администрации Президента РФ. Так ли это, и какова Ваша истинная миссия?

Мне надоело слушать упреки в своей, якобы, службе «сильным мира сего». Это печально — видимо, люди совсем перестали верить в существование такого понятия как «собственное мнение». Я уже объяснял: все очень просто. Есть крымская еврейская община – сотни простых евреев, которые должны делать выбор. И есть сильнейший информационный шум, состоящий из лозунгов и призывов, но не содержащий ничего действительно полезного. Мой визит преследовал лишь одну цель — объяснить людям, каковы перспективы их сообщества в случае, если они решат присоединиться к России. Я уверен, что и я, и Федеральная еврейская национально-культурная автономия, которую я представляю, им помогут и поддержат их. Возможно, это повлияло на их решения. Возможно – нет.

И.А. Ну и когда же нам ждать ответного визита общинных лидеров Крыма в центральную часть России?

В конце апреля — сразу после еврейского праздника Песах в Москву прилетает Председатель общины Симферополя и ассоциации еврейских общин Крыма Анатолий Исаакович Гендин. Он встречается с Президентом Федеральной еврейской национально-культурной автономии России Владимиром Давидовичем Штернфельдом. Будут обсуждаться конкретные механизмы взаимодействия, подробные планы работы и пути дальнейшего сотрудничества. Это уже не просто официальный визит, а рабочая встреча, на которой будет идти речь об очень конкретных вещах, имеющих вполне реальные перспективы.