В Ульяновской области – Год человека труда. Проходят сотни мероприятий, массовых и не очень, чествуют первых, заслуженных, рекордсменов… Самых-самых. Мы пишем об этом, присутствуем на мероприятиях, читаем релизы и резюме, но часто за этим самих людей не видим. Труженики становятся цифрами, их достижения – тоже, а трудовые коллективы оцениваются нами не по человеческим критериям, а по главному чиновничьему показателю – по эффективности. К сожалению или к счастью, не все можно так оценить. Я хочу рассказать об одном коллективе единомышленников, которые много лет работают вместе и делают очень важное дело.
Преамбула
Случилась беда. У меня заболел сын. Живем мы за городом, поэтому обратились в свою участковую больницу, к врачу, которая работает давно, была и терапевтом, и врачом общей практики, а теперь – должна еще и педиатром подрабатывать, то есть не должна, но подрабатывает.
Симптомы у нас были такие: вялость, утомляемость, головные боли и т.д. Она неделю лечила нас от «красного горла» (цитирую озвученный диагноз). Видя, что лечение здоровья не приносит, а состояние ребенка ухудшается, мы обратились в детскую областную клиническую больницу имени Горячева.
Нам повезло попасть на прием к педиатру Татьяне Губаревой. Диагноз поставили в тот же день – «сахарный диабет». А потом положили сына в реанимацию, потому что его состояние оценивалось как прекома.
Когда ужас от произошедшего, от диагноза, от слова «реанимация» немного прошел, когда сына перевели в эндокринологическое отделение, я вдруг понял то, чего никогда в жизни не понимал: какое по-настоящему великое дело сделал Горячев, построив эту больницу.
Лежали мы с сыном вместе. Наш диагноз предполагал обучение родителей последующим после больницы действиям, так как лечиться теперь предстояло всю жизнь.
О людях, с которыми мне пришлось общаться всю эту неделю, мне и хочется рассказать.
Больные
Практически все, кто лежал в отделении, – на инвалидности. Однако я нигде и никогда не видел столько жизнерадостных и открытых людей. Мальчишки дружили, невзирая на возраст, девчонки – тоже. Каждый с удовольствием рассказывал о себе, о способах борьбы с болезнью, об образе жизни. Старшие всегда поддерживали младших и родителей, которые попали туда с детьми впервые. Хоть больничный режим и не предполагает особых развлечений для пациентов, тем не менее дети всегда находили себе дело, рисовали, играли, общались. Главное, не бросали друг друга. Малышам страшно идти на уколы – так старшие демонстративно шли, показывали, что им не больно, говорили, что бояться нечего. Эти уверения действовали гораздо лучше, чем увещевания родителей, и малыши героически улыбались, входя в процедурный кабинет.
Врачи и медсестры
Эндокринологическое отделение детской областной работает с 1995 года. Сейчас это единственное в регионе отделение, способное оказывать помощь детям с сахарным диабетом. Руководит им Мария Николаевна Овсянникова.
Наверное, главное качество, которое отличает всех сотрудников отделения – любовь к детям. Сначала мне было трудно даже на минуту оставить сына, но потом, заметив, как относятся врачи и медсестры к детям, почувствовал себя спокойнее. Их стоит назвать: гастроэнтеролог Светлана Владимировна Тимофеева, эндокринолог Светлана Валерьевна Усанова, процедурная медсестра Вера Васильевна Якунина, старшая медсестра Валентина Алексеевна Андриянычева, постовая дневная медсестра Резеда Рашидовна Садретдинова; ночные сестры – Фрида Фаруковна Туктиева, Ирина Александровна Угушева, Наталья Александровна Ефимова, Наталья Леонидовна Мертина, воспитатель Галина Евгеньевна Юнусова. Все, включая санитарок и буфетчиц, квалифицированны, доброжелательны, ответственны. Каждый сотрудник отделения – тонкий психолог, способный мобилизовать, призвать к порядку, вселить надежду, помочь советом не только как специалист, но и как простой и добрый человек.
– Не все у нас выдерживали. Я с самого начала работаю, видела, как приходили девочки после училища, старались, справлялись, но уходили. Конечно, трудно: родители, дети – все разные, не всегда доброжелательные… Их можно понять… Трудно мириться с тем, что до больницы ребенок был ободен в еде и образе жизни, а теперь должен всю свою жизнь подчинить строгому распорядку. Первых, кого винят, – нас. Очень тяжело в таких ситуациях объяснить людям, что это не наша вина. Да и ничья. Нет объяснения у науки о причинах диабета. Нам приходится сохранять спокойствие, причем не только свое, но и детское, ведь часто из-за эмоциональных переживаний у них поднимается сахар, – немного грустно улыбалась, рассказывая об отделении, Фрида Туктиева.
– Мы не стараемся нравиться, мы стараемся всегда, в любое время суток сделать максимум возможного для наших детей. Я называю их «нашими», потому что, попав к нам, они надолго становятся нашими друзьями. До 18 лет, когда их переводят во взрослую сеть, – пояснила Мария Овсянникова.
Почти никто из сотрудников отделения не уходил с работы по окончании рабочего дня. Сестры помогали друг другу, передавая-принимая смену, врачи заполняли выписки и отчеты, проводили школу диабета. И это еще раз доказывало, что работает этот коллектив не для «бумажного» результата, а по зову души. Именно так. По-настоящему.
Познакомившись с ними, понимаешь, каким должен быть настоящий врач, настоящий человек. Хочется сказать им огромное спасибо. Они спасли не только сына, но и меня.
Павел Половов