На днях в редакцию «Молодежной газеты» позвонил Владимир Бахмутов из Красноярска (!), который много лет изучал жизнь Петра Ивановича Бекетова − русского путешественника, исследователя Сибири, основателя Якутска, Читы и Нерчинска. Мы не могли не заинтересоваться его трудом, ведь род Бекетовых связан и с нашим краем.
С чего все началось
− В начале 70-х годов минувшего столетия я − молодой, полный энергии, надежд и жизненных планов горный инженер, приехал в Читу, − рассказывает Владимир Михайлович. − Тогда я впервые увидел надпись, начертанную объемными старославянскими буквами на глухой торцевой стене одной гостиницы.
Она гласила: «В 1653 году, заложив Читинский острог, казаки Петра Бекетова положили начало нашему городу».
− У меня появилось острое желание узнать подробнее об этой исторической личности, − продолжает Владимир Бахмутов. − Как ни странно, но новые мои друзья и коллеги, в том числе и коренные читинцы, мало чем смогли удовлетворить мое любопытство. И тогда я начал «копать».
Долгими часами просиживал исследователь в читальном зале областной библиотеки, перелистывая страницы современных и дореволюционных исторических фолиантов, по крупицам выбирая сведения, хоть как-то касавшиеся Петра Бекетова и окружавших его людей − современников и соратников по делу освоения сибирских просторов. Узнал много любопытного. Но несколько раз исследование Владимир приостанавливал из-за событий, происходящих в стране, когда «все полетело вверх тормашками». Но время шло, жизнь нормализовалась. У Юахмутова выросли дети и внуки. Тогда он решил закончить начатый некогда труд о Бекетове и подготовил целую книгу, которую, правда, опубликовать пока так не и не удалось.
Древний род
− Историки, профессионально занимавшиеся родословными русских фамилий, говорят о Бекетовых как о древнем роде, начало которому положил на рубеже XV — XVI веков некий Федор Бекетов, − рассказывает Владимир Михайлович.
Есть предположение, при каких обстоятельствах появилась фамилия Бекетовых. Языковеды утверждают, что слово «бекет» — тюркского происхождения и в переводе означает «воспитатель ханского сына».
Владимир Михайлович сделал свое предположение на этот счет.
− В 1558 году Иван Грозный пригласил к себе на службу татарского хана Бек-Булата из Ногайской орды. В нем текла благородная кровь чингизидов, — он был сыном последнего золотоордынского хана Ахмата. Хан принял предложение, и вместе со своим сыном Саин-Булатом перешел на русскую службу. Они многие годы служили новому царю. Иван Грозный по достоинству оценил преданность своих подданных. В конце 60-х годов XVI века он сделал сына погибшего хана Саин-Булата ханом Касимова. К титулу прилагались обширные земельные угодья в Твери и Торжке, − рассказывает красноярец.
Кроме того, царь женил принявшего христианство Саин-Булата (стал Симеоном Бекбулатовичем) на Анастасии Мстиславской – дочери влиятельнейшего боярина. Анастасия подарила супругу шестерых детей. И, видимо, для троих сыновей богатой пары и был приглашен учитель Федор, за которым закрепилось прозвище «бекет», а потом и фамилия Бекетов.
− У самого Федора было пятеро сыновей: Андрей, Василий, Тимофей, Семен. Имя еще одного осталось неизвестным. Жизнь этого поколения Бекетовых относится к началу-середине ХVI столетия, − рассказывает исследователь. − Род имел две старинные ветви, − тверских и симбирских Бекетовых.
Из внуков Федора, которых у него было предостаточно, нам интересен Иван Андреевич (отец Петра Бекетова), а также два других, Степан и Василий, жившие в начале XVII века в Алатырском уезде Симбирской губернии. О Бекетовых-симбирянах мы расскажем чуть позже, а сейчас поговорим о смелом землепроходце − Петре Бекетове.
Петр Бекетов «Сибирский»
По словам красноярского исследователя, в челобитной 1641 года срок своей службы в Сибири Петр Бекетов исчислял в 17 лет, то есть с 1623 — 24 года. Многие авторы, писавшие о Бекетове, считают, что стрелецким сотником (командиром подразделения «сотни») в Енисейске он стал годам к тридцати-тридцати пяти, полагая, что не могли, мол, воеводы назначить на такую должность юнца.
− Такая версия несостоятельна, − считает Владимир Михайлович.− В исторических документах сохранились сведения о годах жизни отца Петра Бекетова – Ивана Андреевича. Он родился в 1590 году и умер в 1678-м в возрасте 88 лет. Самое раннее, надо полагать, Иван мог обзавестись сыном лет в шестнадцать. Вот и получается, что Петр Бекетов родился году в 1606-м, и, стало быть, енисейским стрелецким сотником стал в 21 год.
Так молодой, но уже заслуживший боевую репутацию и не рядовое воинское звание, Петр Бекетов отправился вместе с тобольским воеводой Юрием Сулешовым в Сибирь, где не раз проявлял отвагу, смелость, выдержку и умение руководителя. Был дипломатом-самородком, умевшим во многих случаях словом, не допуская военного столкновения, убедить инородцев в жизненной необходимости принять «руку государеву». Талантливый военный строитель, Петр Бекетов руководил возведением немалого числа русских крепостей-острогов (названия которых мало что говорят ульяновцам, но они имели большое значение в то время для страны): Рыбенского и Братского на Ангаре, Тутурского, Ленского (Якутского) и Олекминского на Лене, Иргенского и Нерчинского в Забайкалье, Кумарского, Куминского и Косогорского на Амуре — а также заложил первое зимовье на месте будущего Иркутского острога. Это также был умелый организатор и руководитель поисковых и боевых отрядов, прошедший с ними десятки тысяч километров по сибирской земле.
Симбирская ветвь рода
«Наши» же Бекетовы тоже не лыком шиты: они дважды смогли дослужиться до назначения их воеводами Симбирска.
Так, в 1704 году по Указу царя воеводой был назначен богатый Симбирский помещик Тарас Бекетов − брат завоевателя Сибири.
Некоторые факты говорят о том, что их отец, Иван, унаследовал многочисленные имения в нашем крае. Кроме того, жалована ему была в Карсунском уезде земля на реке Карсунка и реке Соколовка, где он основал село Бекетовка (ныне — Вешкаймский район). Тарас Иванович женился на дочери своего соседа Леонтия Лукъяновича Чуфарова − Прасковье Леонтьевне. В семье Бекетовых было четверо детей: дочь Анна и три сына. Иван (1680-1736) — капитан, в 1731 году был воеводой в Петровске. Михаил служил в Симбирске комиссаром. Был еще сын Василий.
Следующим из симбирян, кто стал воеводою Симбирска, был племянник Тараса Ивановича, Афанасий Бекетов. Ему посчастливилось управлять Симбирской провинцией дважды: в 1729-31 гг. и в 1751-52 гг. Симбирск к этому времени стал центром Симбирской провинции, которая входила в состав Казанской губернии.
Среди Бекетовых существовало семейное предание. Когда Афанасий Бекетов закончил свое второе воеводство и ушел в отставку, он приехал в Петербург поблагодарить государыню. Екатерина II его спросила: «А много ли ты, Афанасий Алексеевич, нажил на воеводстве?» На что Бекетов ответил: «Да, матушка Ваше Величество! Нажил дочери приданое хорошее: и парчовые платья, и шубы. Все как следует!» Императрица засмеялась и сказала: «Только и нажил?» «Только, матушка! И то слава Богу!» — «Ну, добрый ты человек, Афанасий Алексеевич, — похвалила Екатерина II. — Спасибо тебе!»
Так закончилась аудиенция Бекетова с императрицей. А ведь всем известно было, и знали об этом в правительстве, что многие шли на воеводство, чтобы «покормиться».
После воеводства в Симбирске Афанасий Бекетов работал советником полицейского управления в Санкт-Петербурге. О его жене известно лишь, что она была шведкой. Дети же их прославились на всю Россию: дочь Екатерина, выйдя замуж, родила известного баснописца и министра юстиции Ивана Дмитриева. Сын Никита смог покорить сердце самой императрицы Елизаветы Петровны (дочери Петра I) и больше года жил во дворце в роскоши, веселье и богатстве. Другой сын, Петр, был полковником, женившимся на самой богатой невесте Симбирска — Ирине Мясниковой.
Петр Бекетов «Симбирский»
Петр был на 20 лет старше Ирины. Для него это был второй брак. Первой женой его была девица Репьева из Симбирского уезда, вместе с нею Петр получил в приданое село Репьевка (в прошлом Космынка). От этого брака у него родился сын Платон, который стал «отцом русской исторической иконографии».
Общих детей у Ирины с Петром было пятеро: два сына и три дочери.
После смерти отца, Ивана Мясникова, при разделе имущества Ирина Бекетова получила Верхне-Симский, Нижне-Симский и Богоявленский железоделательные заводы, а также Миньярскую пристань на Урале. Перешло к ней также большое количество земли и около двадцати тысяч душ крестьян.
Ирина и Петр Бекетовы переехали на Урал и занялись горным делом.
Также известно, что много времени и средств Ирина Ивановна уделяла благотворительности. Однажды в 1819 году случился большой пожар, много людей осталось без крова. Бекетова выделила деньги, на которые была построена целая слобода для погорельцев.
После смерти Петра и Ирины их старший сын, Петр, получил Богоявленский медеплавильный завод со всеми к нему принадлежащими деревнями и землями. Из московских имений к нему перешло село Зюзино, из симбирских — село Лаишевка.
Петр Бекетов, подобно матери, был широко известен своей благотворительной деятельностью. Немалые семейные богатства он жертвовал на нужды бедных, из имения своего 6000 душ крестьян он отпустил в свободные хлебопашцы и 6000 душ определил в вольные. Родня Бекетова была встревожена таким поведением Петра и решила устроить над ним «фамильную» опеку. В ответ Петр Петрович написал письмо императору с изъяснением, что отпуск крестьян на волю есть молитва его к Богу за род Бекетовых. Умер Петр Бекетов в 1845 году, не оставив наследников. Свои московские дома, имения, а также родовое имение Лаишевка в Симбирской губернии перешли в род Сипягиных и Бибиковых, дочерям его сестры Екатерины Бекетовой…
Удивительно, какой был этот род Бекетовых! Какими потрясающими людьми были они: выдающиеся воины, художники, меценаты, исследователи! Пожалуй, такого сейчас и не встретишь…
Материал подготовила Вера МЕРКУЛОВА