На днях после пятидневного перерыва в Ульяновском областном суде продолжилось заседание по делу о признании противоречащим закону и недействующим постановления правительства Ульяновской области №51-П от 19 февраля 2014 года «Об утверждении региональной программы капремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области на 2014-2044 годы» по заявлению юриста-общественника Константина Толкачева. Напомним, первые два заседания состоялись в областном суде 17 и 25 апреля соответственно.

DSCN2052

Законы “с колес”

По своей продолжительности очередное заседание побило все рекорды. Начавшись в 9.30, оно закончилось лишь после обеда, правда, на этот раз шло с перерывом в 1,5 часа. Причина крылась в предоставленных накануне представителями правительства документах, на изучение которых прокурору и заявителю понадобилось время.

Среди них: буквально вышедшее «с колес» постановление правительства Ульяновской области от 28 апреля 2014 года №149-П «О внесении изменений в постановление правительства Ульяновской области от 19 февраля 2014 года №51-П» (в оспариваемое постановление), опубликованное 30 апреля в одной из местных газет, а также краткосрочный план капремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ульяновской области на 2014 год, ответ на запрос КУГИ, содержащий сведения о приватизации квартиры заявителя 29 марта 1993 года (кстати данные разнятся с предоставленной справкой РИЦ, где была указана другая дата приватизации, в чем Толкачев усомнился на прошлом заседании). Кроме того электронный паспорт дома заявителя, обоснование приложения №3, локальные сметы расчетов работ по капремонту, локальные сметы установки приборов учета, отчет о ходе реализации программы по капремонту по 185-ФЗ за все годы реализации программы, а также сообщение зампредседателя правительства Александра Якунина из прокуратуры о том, что постановление от 19 февраля 2014 года не противоречит действующему законодательству и другие документы.

А был ли паспорт?!

Несмотря на свежевнесенные изменения, от своих доводов Константин Толкачев не отказался, ссылаясь на то, что все еще не видит в материалах дела электронного паспорта своего дома, который бы соответствовал приказу федерального агентства ЖКК от 8 апреля 2013 года «Форма утверждения электронного паспорта». Мол, нет в представленном документе тех позиций, которые пытаются выдать за утвержденную форму электронного паспорта. Более того электронный паспорт многоквартирного дома составляется в отношении каждого многоквартирного дома, а это значит, что коллективные позиции, которые есть в системе учета, не являются электронным паспортом. Кроме того, по мнению Толкачева, до настоящего времени правительство не предоставило обоснований нарушения различных норм закона Ульяновской области от 5 июля 2013 года, которые нарушают нормы ст.167, 168 Жилищного кодекса. По словам заявителя, в материалах дела нет доказательств наличия исследования, проведенного в отношении его дома, правительство не предоставило обоснования расчетов предельной стоимости работ капремонта, которые установлены в прил. №3 оспариваемого нормативно-правого акта.

Пяти минут хватило Толкачеву, чтобы бегло ознакомившись с вновь заявленными документами, сделать следующий вывод:

«Я вижу, что постановление правительства от 19 февраля 2014 года скорректировано, чему рад, но те доводы, на которых я настаиваю, отражены лишь частично. Постановление «О внесении изменений…», опубликованное в день заседания, еще не вступило в законную силу, поэтому комментировать его я даже не пытаюсь. Краткосрочный план, утвержденный приказом регионального министерства строительства, ЖКК и транспорта от 28 апреля 2014 года №11-ОД был также принят в нарушение сроков, установленных и областным законом и региональной программой капремонта. В соответствии с ч.4 обжалуемого постановления, краткосрочные планы разрабатываются, утверждаются и направляются в исполнительный орган не позднее 1 февраля. И даже этот краткосрочный план уже не соответствует региональной программе капремонта. На первом этапе 2014 года уже указан не тот объем домов, их почему-то уже не 102, как говорилось первоначально, а 96. Я не проверял каждый дом, есть ли он в этом первом этапе, но то, что план не исполняется уже в первый год, для меня очевидно. Наконец, правительство и минстрой представили некую информацию о предельной стоимости работ и услуг по капремонту общего имущества в многоквартирных домах. Я не знаю, что это за документ, ни подписей, ни печатей там нет. Я тоже могу такой документ распечатать и назвать его информацией о предельной стоимости. Это ничего не доказывающая бумага. Точно также представлена локальная смета расчета по соответствующим домам, где нет печати и подписи. Поэтому по-прежнему настаиваю и прошу принять постановление правительства №51-П от 19 февраля 2014 года недействующим».

Когда финансы поют романсы

Со своей стороны представительница регионального минстроя пояснила, что необходимость включения ряда домов в первый этап региональной программы капремонта возникла из-за федерального софинансирования:

«В соответствии со ст.168 ч 1.Жилщного кодекса высший орган исполнительной власти субъекта обязан принять региональную программу. Ч.3 ст.168 ЖК РФ установлено, что обязанность по оплате взноса за капремонт возникает у собственника помещений в многоквартирном доме по истечении 8 месяцев, если нет более ранних сроков, установленных протоколом субъекта РФ. Поэтому эти взносы собственники помещений в многоквартирных домах будут платить с декабря 2014 года. Поступят платежи в январе 2015 года, так как у нас текущим платежом оплачивается предыдущий месяц. То есть в текущем году капремонт в многоквартирных домах в рамках региональной программы невозможен, потому что ни один дом не сформирует Фонд капремонта. В тоже время, начиная с 2012 года, собственники помещений в МКД решают сформировать фонд капремонта. Госкорпорацией «Фонд содействия ЖКХ» планируется выделить на капремонт для Ульяновской области в 2014 году более 70 миллионов рублей, причем по закону (п.5 ст. 14 ФЗ №185 «О фонде содействия ЖКХ») обязательным условием предоставления такой господдержки является наличие утвержденной региональной программы капремонта. Она у нас есть. При ее отсутствии, если заявка не подается в текущем году, деньги на следующий год не переносятся, они перераспределяются между другими регионами».

То есть, если бы программу не приняли, то и денег нам от федералов не видать как своих ушей. По словам представительницы минстроя, Ульяновская область в текущем году может за счет бюджета с учетом софинансирования из областного бюджета, бюджета муниципальных образований и собственников выполнить капремонт на 135 миллионов рублей. Мол, возможности выполнить капремонт в этом году, кроме как за счет ресурсов несформировавшегося фонда капремонта, у регионального правительства не было.

Разногласия по количеству домов, включенных в первоочередной перечень капремонта, между краткосрочным планом и региональной программой объяснили правом собственников отказаться от капремонта в 2014 году. Так, по словам представительницы минстроя, изначально в перечень вошло 102 дома. Однако собственники дома по улице Автозаводская от капремонта отказались, так как им будет проведен капремонт за счет муниципальных средств. Правда, пока в программе он стоит, мол, как город закончит работу, так и информация изменится. И все-таки непонятна история с еще пятью домами (напомним, в краткосрочном плане указано уже 96 домов). Почему их вдруг стало меньше и как вообще распределятся в дальнейшем «лишние» деньги?

Все дело в депутатах?!

Среди наиболее интересных моментов заседания – комплексный капремонт или капремонт «в периоде». Почему сроки капремонта некоторых домов разбиты на несколько этапов, к примеру, как дом заявителя, поставленный на капремонт в 2027-2029 и в 2039-2041 годах?

Причин минстрой назвал немало, среди прочих: отсутствие возможности у собственников провести работы за раз в полном объеме, из-за чего часть работ переносится на другой указанный срок. В ходе заседания всплыли интересные цифры. Почему, например, на изготовление проектно-сметной документации отводится 10% от стоимости работ? По версии минстроя, данные взяты у проектных организаций. Согласно сложившейся практике, затраты составляют от 2% до 10%. Чтобы не сомневаться, взяли по максимуму. И заверили, что простые работы будут стоить дешевле, а скорее всего, других и не будет.

Странным образом «обосновали» стоимость капремонта грузового лифта, исходя из его технологии, которая на 30% дороже пассажирского лифта. Данных фактической стоимости грузового лифта, по словам минстроя, у нас в регионе нет. Аналогичная история с установкой газового счетчика, который еще ни разу не монтировали. Максимальные цены позаимствовали у соседнего Татарстана, где коэффициенты схожи.

Казалось бы, судебное разбирательство движется к завершению. Ан, нет. Споткнулись на очередном законе Ульяновской области, точнее, его отсутствии. Выяснилось, что работы, которые могут быть выполнены за счет средств Фонда капремонта, сформированного исходя из размера минимального взноса, установлены законом Ульяновской области №108-ЗУ. А вот, какой нормой этого закона предусмотрен дополнительный перечень услуг и работ капремонта, которые могут быть профинансированы за счет средств Фонда, толком никто так и не пояснил.

Как заметила судья, этот перечень по нормативным актам должен быть установлен законом Ульяновской области. Представитель минстроя пояснила, что все это предусмотрено региональной программой. То есть принятие постановления о перечне дополнительных услуг предусмотрено правительством. Однако суд объяснением не удовлетворился. А поскольку данный перечень услуг все-таки устанавливает не правительство РФ, то точку пока решили не ставить.

Для объяснения позиции на заседание пригласят ЗСО, так как принятие законов Ульяновской области принадлежит именно областным депутатам. Итак, следующее заседание состоится 7 мая в 10 часов. Чем же удивят слуги народа?

Светлана Александрова