Елена Сорокина
Корреспондент «Русской планеты» поговорила актрисой Клариной Шадько о времени, людях и театре.
Еще недавно она стояла на сцене Большого театра в Москве и получала в истории ульяновского театра национальную премию «Золотая маска». Мы встречаемся с Клариной Ивановной в стенах ее родного драматического театра. Она отдала ему почти полвека. В Ульяновске актриса живет с 1958 года.
– Город очень сильно изменился, изменились люди, но нельзя не замечать то хорошее, что происходит в Ульяновске. Это очень красивый средневолжский городок с красивыми девушками и юношами. Я помню время, когда центр был еще практически весь деревянный, а на месте нынешнего ДК «Губернаторский» стояли монастырские стены. Видела и то, как это все разрушалось, а на месте строилось новое. Вот, например, Ленинский мемориал: я сама участвовала в субботнике. Я живу в Ульяновске почти 60 лет и все равно не знаю весь город до конца: порой захожу в отдаленные уголки и удивляюсь тому, какие места есть у нас! Один Венец чего стоит! Я живу напротив театра, — Кларина Ивановна показывает свой дом, окна которого смотрят прямо на театр. — Раньше специально перед тем, как прийти на работу, прогуливалась по бульвару, чтобы, так сказать, получить благословение. Там ведь такая необычная атмосфера! Да и вообще весь город окутан обломовским покоем, а самобытность жителей во влюбленности и преданности родному краю.
– Все эти изменения в городе — к лучшему или наоборот?
– Конечно, к лучшему! Вы посмотрите на Ульяновск в Рождественские каникулы: все в огоньках, украшено, создается ощущение европейского города. Да, пока это все еще разношерстное, без единого стиля, но главное, что появилось стремление к красоте. А еще появилось стремление к духовности: в храмы стало ходить значительно больше людей, люди возвращаются в церковь, приводят с собой маленьких детишек, даже грудничков приносят.
– Вы преподаете в Ульяновском государственном университете, в театре работаете с молодыми актерами. Что можете сказать о новом поколении?
– Мне кажется, наше поколение совсем не изменилось со временем, а вот дети меняются. Что-то в подрастающем поколении изменилось в лучшую сторону, а что-то потеряно ими. Вот к нам учиться приходят: на весь набор три-четыре человека — готовые личности, талантливые ребята, остальных нужно выращивать, раскрывать. Может быть, это влияние среды или школы, но молодежь более закрытая пошла, не эмоциональная, плохо знает искусство, литературу, театр. Чтобы добиться от них эмоций и неравнодушия, нужно завоевывать их собственной самоотдачей. А еще отличительная черта — циничность: люди творческих профессий идут продавать, чтобы заработать деньги. Но что их осуждать? Они строят свою жизнь, как умеют.
– Вашей самоотдаче можно только позавидовать: несколько сотен сценических образов, общественная деятельность. Да и в ответ различные награды и регалии. Волновались, стоя на сцене Большого театра, где Вам вручили «Золотую маску»?
– Я волновалась еще до того, как поднялась на сцену. Мое выступление было последним, и вот все три часа, что шла церемония, я сидела и переживала за коллег, которых награждали, и за то, что мне говорить. Это ведь признание коллег! Это очень важно! Знаете, когда творческие люди говорят, что им наплевать на зрителя, наплевать, признают их или нет, это все рисовка. У актера должно быть тщеславие, которое нужно подкармливать аплодисментами, восхищением. Мы ведь работаем на разрыв аорты. Получение «Золотой маски» для артиста, для любого театрального деятеля — большая честь. Эта награда дает чувство общности, причастности к процессу создания единого российского театра, где каждый на виду, и каждый вносит свою лепту в общее дело театра.
– Сам факт получения этой награды значим не только для театра, для региона в целом, — вступает в разговор директор Ульяновского драматического театра Наталья Никонорова. — Это высокая планка, которую когда мы еще сможем перепрыгнуть в ближайшие десятилетия… Но все в жизни закономерно. У Кларины Ивановны такой обширный репертуар, каким похвастаться может не каждая столичная актриса.