«Нарисовать» портрет нашего современника – виртуоза хорового пения маэстро Александра Николаевича Додосова – попытались недавно его друзья, коллеги и родители воспитанников в Историко-мемориальном центре-музее И.А. Гончарова.
Проект «Портрет нашего современника» Ульяновского областного краеведческого музея не первый год приглашает ульяновцев на встречи с самыми яркими личностями нашего города – общественными деятелями, предпринимателями,работниками культуры.
Новым героем проекта 30 апреля стал Александр Додосов, директор детской школы искусств №10, заслуженный работник культуры России, почетный профессор УлГУ, награжденный почетным знаком Ульяновской области «За веру и добродетель», обладатель региональной премии «Браво, маэстро!» и многих других наград и регалий.
Он – педагог от Бога и волшебник, по мановению рук которого дети начинают петь, как ангелы. Стены его директорского кабинета так плотно увешаны дипломами за победы школьных хоров на всевозможных фестивалях, что скоро, пожалуй, не найдется свободного места, чтобы расположить новые награды.
В тот день в музее Александр Николаевич услышал о себе много добрых слов. Особенно впечатляющим было такое сравнение, которое подобрал один из выступавших на встрече: «Додосов – как солнышко, к которому ученики, подобно подсолнухам, поворачивают свои лица».
Стать музыкантом не собирался
Слово взял и сам маэстро. Как он вспоминал, стать музыкантом совсем не собирался:
– Музыкой я занимался любительски. Готовился поступать в институт физкультуры, поскольку был чемпионом Казани по боксу. Музыкальную школу в Юдино, одном из районов Казани, где жили мои родители, не смог закончить по семейным обстоятельствам. Но тяга к музыке была непреодолимая: играл в школьных оркестрах, в вокально-инструментальном ансамбле. После десятилетки первой записью в трудовой книжке стала «руководитель детского хора». Это было в Юдинском Доме пионеров.
Я с лету играл любую вещь на аккордеоне, и меня взяли концертмейстером в этот хор. Его руководительница вскоре ушла, и меня поставили на ее место. Занимался хором до своего поступления в Казанский пединститут.
В Юдино мы создали модный в то время детский вокально-инструментальный ансамбль. Тогда был очень успешный грузинский ВИА «Мзиури», которому подражали. В итоге появился наш «Подснежник». Публике он понравился, быстро обрел известность в республике. Были выступления на телевидении, участие в правительственных концертах. Желающих попасть в ансамбль было так много, что из 60 мы отбирали одного. Я посчитал, что это большое расточительство – отсеивать талантливых детей, и создал из них еще и хор. Тоже был успех. На конкурсах и смотрах нас хвалили, давали первые места. Члены жюри удивлялись, что у меня, руководителя, нет никакого музыкального образования. Спрашивали: «А как же у Вас дети поют многоголосье?» Дело в том, что я сам придумывал партии, напевал их детям. Конечно, мы не исполняли сложных Баха, Моцарта или Перголези. Пели то, что звучало по советскому радио и телевидению, – Шаинского и других. Это были легкие вещи, которые любит публика.
Из милиции., в консерваторию
Додосов был уже семейным человеком и работал в милиции, когда решил поступать в консерваторию:
– Я занимался в хоре энергетического института у доцента Казанской консерватории Алевтины Владимировны Булдаковой (сейчас она уже профессор). И у нее возник вопрос: а собственно, почему с такими данными я до сих пор не в консерватории? В мои 30 лет это был последний шанс получить высшее музыкальное образование. Благодаря занятиям у Булдаковой я сдал вступительные экзамены. На ученом совете разгорелся спор. Как уже потом узнал, меня отстоял профессор Казачков, который сказал, что многие люди, закончившие консерваторию, не работают потом по специальности, а тут есть человек, у которого известный в республике хор, и есть все данные, нет только образования, и было бы непростительно не принять его. Профессора я не подвел. Учился на «отлично».
На защите дипломной работы он, выпускник консерватории, был потрясен тем, что комиссия стоя аплодировала его детям.
Александр Николаевич считает, что это не одного его заслуга, он подчеркивает:
– Если бы не моя жена Тамара, не было бы консерватории. Она меня поддержала и взяла на себя многие заботы. Вместе мы сторожили детский сад. Снег покидаем, потом я сажусь за фортепиано, а жена – за учебник педагогики, поскольку тогда тоже была студенткой. У Тамары – ангельский характер, бесконечное терпение. Несмотря на многие трудности, которые на нас обрушиваются, она всегда сохраняет мажорный настрой. Отношусь к ней с большой нежностью. Вместе мы больше сорока лет. У нас трое детей. Старшая дочь Анна пошла по моим стопам, она успешно работала хормейстером в Москве, а сейчас занимается воспитанием двоих детей. А до этого мы с ней не раз встречались на разных фестивалях, на одной концертной площадке и знакомили друг с другом наших воспитанников. Это было необыкновенно приятно!
В Ульяновск-поднимать культуру
– Сюда, – продолжает маэстро свой рассказ, – по распределению в 1984 году меня отправил Герой Социалистического Труда, тогдашний секретарь Союза
композиторов СССР и ректор Казанской консерватории Назиб Гаязович Жиганов. Его имя сейчас носит консерватория. Напутствуя, он сказал мне: «Поезжай в Ульяновск, будешь там поднимать культуру…».
Были еще обстоятельства: в Казани с женой и двумя детьми мы жили вместе с родителями. А в Ульяновске, в Новом городе, квартиры давали. Здесь у нас с Тамарой родился третий ребенок. И нам дали квартиру!
В нашем городе Додосов стал инициатором и организатором региональных хоровых фестивалей. Вот как это было:
– В 2001 году после Всемирного хорового конгресса в Москве возникла идея провести детский фестиваль «От «до» до «си» и у нас в Ульяновске. К нам приезжали многочисленные хоры из многих городов России, в том числе из Москвы – из школ имени Шостаковича и имени Бородина. Затем появились фестиваль для детей «Симбирская весна» и фестиваль для студентов «За полчаса до весны». Не все за эти годы получалось так, как хотелось бы. Пришлось отказаться от фестиваля «От «до» до «си». Но два других фестиваля продолжают жить, и в этом году они состоялись в 11-й раз.
Чем измерить итог его многолетнего труда? В ДШИ №10, которую многие называют авторской – додосовской, создано девять хоровых коллективов. Александр Николаевич руководит тремя. Это любимые слушателями Ульяновска и других российских городов образцовый хор мальчиков «Вольный ветер», образцовый хор девочек «Солнечный ветер» и смешанный молодежный хор «Cantus Firmus». Без еще одного его коллектива – вокального ансамбля «Витаминки» – не представляют себе Грушинский фестиваль авторской песни его организаторы и участники.
Впрочем, помимо признания Додосова как профессионала высокой пробы, есть еще один очень важный результат. Многие его воспитанники вырастают людьми хорошими, образованными, чуткими к искусству.
– Хоровое пение способно изменить поведение ребенка в лучшую сторону, – убежден педагог. – На моей памяти неисчислимое множество таких случаев. В Казани, например, мой ученик Витька Барышев мне сказал, что он единственный, кто не сидел в тюрьме в его хулиганском районе. Многие избежали этой участи благодаря занятиям пением. Великая музыка Баха, Моцарта, Брамса творит чудеса. Дети становятся профессиональными музыкантами, но даже если этого не происходит, все равно наши занятия идут им на пользу, хотя, конечно, в процессе воспитания мы проливаем много слез.
* * *
Совсем недавно, 7 ноября прошлого года, Александру Николаевичу Додосову исполнилось 65 лет. Он по-прежнему молод душой, преисполнен любви к детям и полон творческих замыслов. Его дирижерская палочка не знает устали на репетициях и концертах. Кстати, одну из своих палочек он подарил на проекте «Портрет нашего современника» Ульяновскому областному краеведческому музею. Додосову она напоминает о самом первом хоровом фестивале, который он проводил в Ульяновске.
Похоже, что после Сочинской олимпиады хоровое пение в России входит в моду. Так что есть надежда, что традиция додосовских фестивалей в Ульяновске будет длиться и длиться.
Ирина Морозова