К какой категории нужно относить детей той военной поры – к маленьким или взрослым? Трудно сказать.
Когда в 41-м их отцы и братья уходили на фронт, дети плакали, маленькими они оставались на руках стариков и женщин. Но быстро высохли детские слезы, они повзрослели, эти вчерашние школяры, фронт надо было кормить, одевать и снабжать оружием. И городские мальчишки стали к станкам «Володарки», да практически всех предприятий, эвакуированных в Ульяновск из прифронтовой зоны. Вчерашние школяры становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Без выходных, на голодном пайке, недосыпая, недоедая, они трудились под девизом «Все – для фронта, все – для победы». Они честно выполняли свой долг тружеников тыла, находя при этом в себе силы не бросать школу.
Условия работы общеобразовательной школы изменились кардинально. Летом и осенью 1941 года участие школьников в сельскохозяйственных и иных работах стало массовым. На селе ребята вместе с учителями работали в поле. Из воспоминаний очевидцев того времени мы узнаем: учителя вязали снопы, дети их относили. Но для малышей это была тяжелая ноша, и они придумали: приносили из дома длинные палки, протыкали ими сноп и несли вдвоем, держась за концы этих палок.
Вот жесткие цифры статистики: в 1942 году по 52-м территориям СССР в сельскохозяйственном тылу трудились 3 миллиона 970 тысяч 866 учащихся и 181 тысяча 344 учителя.
Солдаты знали, какой ценой добыта краюшка хлеба, которую они получали. А когда в письмах юных заводчан, руками которых было сделано поступающее оружие, они находили письма, подобные этому: «Дядя солдат, бей фашистов. Мы делаем очень хорошие автоматы», бойцы не могли не побеждать.
Так в тылу ковалась наша Победа, в том числе и детскими руками.