Экономике требуются высококвалифицированные и качественно подготовленные специалисты. На многих предприятиях не хватает рабочих рук. А молодые люди продолжают выбирают профессию по случайному принципу. Как выбрать профессию правильно? Как совместить понятия «хочу-могу-надо»? Что такое рынок труда, и как он действует? Как правильно действовать в ситуации поиска работы?
Служба занятости Сурского района совместно с общеобразовательными учебными заведениями района провела месячник профориентации. В этом году он прошел под девизом «Твой выбор». В ходе месячника профориентационные услуги получили 164 школьника. Протестировано 112 выпускников старших классов в школах р.п. Сурское, с. Астрадамовка, с. Сара, с. Кирзять. С целью изучения профессиональной готовности проведено анкетирование выпускников 9 и 11 классов.
Хочется отметить Астрадамовскую школу. Здесь создан кабинет профориентации, где на самом видном месте располагается стенд «Труд. Признание. Успех» с фотографиями людей района, добившихся успехов в своей профессиональной деятельности. На других стендах размещены материалы о мире профессий, об основах выбора профессии «Хочу-могу-надо» с профессиограммами на разные профессии. Также размещены информация от центра занятости и рейтинг востребованных профессий по району и области. С учащимися этой школы проведено 10 классных часов и уроков занятости на тему «Моя будущая профессия».
В Сурской школе проведено 15 классных часов и уроков занятости на тему «Профессии, которые мы выбираем». Организованы встречи с представителями технологического техникума р.п. Карсун, автомеханического техникума г. Алатыря, агротехнологического техникума р.п. Сурское.
Анализ результатов анкетирования учащихся старших классов показал, что наиболее выбираемыми стали профессии юриста, экономиста, врача, программиста, инженера, менеджера, строителя, бухгалтера, дизайнера, водителя, парикмахера, сварщика, полицейского. А насколько эти профессии будут востребованы на рынке труда лет через пять? Главное – выбрать профессию, которая будет соответствовать интересам и склонностям, личностным особенностям и способностям. И быть готовыми в течение всей профессиональной деятельности переучиваться, обучаться новым технологиям, повышать квалификацию, получить дополнительную специальность. Знание компьютерных программ и иностранных языков также повышают конкурентоспособность на рынке труда.
Подводя итоги месячника, можно отметить следующее. Большинство учащихся выпускных классов ориентированы на продолжение образования в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования. Наиболее привлекательными для молодежи являются профессии в области информационных и компьютерных технологий, автотранспорта, строительства, торговли, обслуживания населения, медицины, финансов.
Повышается интерес молодежи к таким рабочим профессиям как электромонтер, электрогазосварщик, монтажник окон, плиточник, частный охранник, тракторист-машинист широкого профиля. Ведь сегодня на рынке труда ситуация складывается так, что квалифицированному электрику работодатель готов платить более высокую заработную плату, чем выпускнику гуманитарного вуза без стажа.
С. ТУКТАРОВА,
ведущий инспектор Центра занятости населения («Сурская правда»)