На днях на сайте администрации Ульяновска был размещен проект схемы теплоснабжения города до 2029 года. Увесистый документ, разработанный при непосредственном участии ОАО «Волжская ТГК» и декларирующий всеобщий переход от ко тельных и систем индивидуального отопления к теплоэлектроцентралям (ТЭЦ), должен быть принят до конца июня.

Иметь схемы теплоснабжения, определяющие развитие городов с учетом будущего строительства, органы местного самоуправления с 2011 года обязывает Федеральный закон №190-ФЗ «О теплоснабжении». В Ульяновске эта работа долгое время тормозилась из-за отсутствия бюджетных средств. В итоге за разработку стратегического документа взялась крупнейшая в городе теплоснабжающая организация – Ульяновский филиал ОАО «Волжская ТГК». Это обстоятельство не могло не сказаться на его содержании.

Схемой теплоснабжения предусматривается вывод всех 27 городских котельных в резерв, в режим центральных тепловых пунктов (ЦТП) или из эксплуатации при переводе потребителей тепловой энергии на сети ТЭЦ. Первыми в 2016 году планируется запитать от ТЭЦ потребителей, ныне получающих тепло от котельных ОАО «Комета» (ТЭЦ-2), «Агропром» и «Областная больница» (ТЭЦ-1), в 2017 году настанет черед котельных «Утес», «ИУЗУ», «Ленина, 38».

К 2022 году, говорится в документе, все потребители, внутридомовые системы горячего водоснабжения которых были присоединены к тепловым сетям по схемам с непосредственным разбором теплоносителя на цели ГВС (так называемая открытая система) должны быть переведены на двухтрубную закрытую систему. При этом отмечается, что в Ульяновске все котельные работают по закрытой системе, а ТЭЦ – по открытой. Определена и цена вопроса – более одного миллиарда рублей (и это без учета необходимого переустройства систем холодного водоснабжения).

Всего же на развитие системы теплоснабжения Ульяновска в ближайшие 15 лет планируется потратить 26,9 миллиарда рублей.

Разработчики схемы большую часть затрат планируют возложить на население. «В течение рассматриваемого периода программа мероприятий не окупается, так как предусмотрена реализация большого количества мероприятий с низким экономическим эффектом, говорится в документе. – Например, мероприятия по реконструкции тепловых сетей (капитальные затраты составляют 48 процентов от суммарных). Дефицит средств может быть покрыт либо за счет тарифных источников, либо за счет бюджетных. Реализация программы за счет средств организации приведет к увеличению тарифа для потребителей. Поэтому для снижения темпов роста тарифа предполагается, что для реализации низкоэффективных мероприятий, связанных с реконструкцией существующих сетей, будут привлечены бюджетные средства в сумме до 100 миллионов рублей в год, или 20 процентов от объема капитальных вложений». Учитывая, что в казне города не нашлось средств даже на разработку схемы теплоснабжения, надеяться на столь солидную бюджетную помощь не приходится.

Зная это, ВоТГК предлагает использовать заемные средства, взятые… у себя самой (у «материнской компании») на возвратной основе на срок до десяти лет по ставке 14 процентов годовых. При этом в компании считают, что «использование собственных средств для финансирования мероприятий невозможно из-за низкой эффективности программы мероприятий в целом», а «затраты на обслуживание и возврат займов включаются в тариф на услуги теплоснабжения». Для этого уже в нынешнем году предлагается увеличить тарифы на отопление и горячую воду для населения на 12 процентов (по решению Москвы повышение возможно максимум на 0,7 от уровня инфляции. – Ред.). В дальнейшем темпы роста тарифов могут снижаться (до одного процента к 2029 году), но в целом за 15 лет при условии реализации мероприятий программы тепло, по подсчетам энергетиков, должно подорожать на 70 процентов.

Разработчики схемы настаивают на централизации системы теплоснабжения в Ульяновске. Доля присоединенной нагрузки ведомственных котельных за 15 лет должна сократиться с нынешних 25 до двух процентов, теплоисточников УМУП «Городская теплосеть» – с десяти до пяти процентов. Одновременно доля нагрузки на ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, принадлежащие ОАО «Волжская ТГК», должна возрасти с 65 до 93 процентов.

Помимо перевода на ТЭЦ действующих объектов, документ предусматривает запрет на применение поквартирного отопления в строящихся объектах, а системы индивидуального теплоснабжения предлагается разрешить применять только в частных домах.

Между тем, такие нововведения грозят парализовать строительство в городе. Известно, что в большей части возводимых сегодня многоквартирных жилых домах применяются крышные котельные или же поквартирные системы теплоснабжения – так выгоднее и для строителей, и для жильцов, получающих возможность экономить на оплате коммунальных услуг.

Процедура утверждения предусматривает сбор замечаний и предложений от заинтересованных лиц в течение 30 дней с момента публикации (до 30 мая). Затем проект документа должен пройти процедуру публичных слушаний. В случае одобрения со стороны общественности документ поступит на рассмотрение экспертной комиссией Министерства энергетики РФ на окончательное утверждение. Но пока он выглядит не как план реальных действий, а скорее уж, как горячечный бред.

Дмитрий Минаев