Город решил продать свою часть проекта «Симбирское кольцо», который был затеян по инициативе депутата Госдумы Вадима Харлова. Долю в управляющем проектом ОАО в размере 47 с небольшим процентов город оценивает почти в миллиард рублей. Почему администрация решила выйти из амбициозного проекта, который так и не дошел до стадии реализации, и что скрыто за фактом потенциальной продажи актива?

avtodrom

Автоспортом крупный ульяновский предприниматель Вадим Харлов заболел в начале 2000-х. С того же времени начал он и свои выступления как автогонщик. Вершина автоспортивных достижений господина Харлова пришлась на 2005 год, когда в тандеме с Виталием Петровом ульяновский бизнесмен выиграл чемпионат России по кольцевым гонкам в классе “Лада-Революшн”. Впрочем, профессионалы мира автоспорта к достижениям нынешнего депутата отнеслись прохладно, отлично понимая, что призовое командное место — это заслуга исключительно профессионала Петрова, а не его спонсора Харлова.

«Гонщиков-профессионалов – тех, кто зарабатывает деньги своим водительским мастерством, — у нас практически нет. Зато тех, кто тратит их для собственного удовольствия, — бизнесменов в гоночных комбинезонах — пруд пруди…» – писал в те годы журнал «Автоспорт», публикуя список «бизнес-драйверов», в который попал и господин Харлов.

К своему увлечению бизнесмен подошел масштабно, решив за свой счет решить одну из главных на тот момент проблем автоспорта в России — недостаток качественных трасс для гонок мирового уровня. При этом трассу господин Харлов задумал строить в Ульяновске. Проект получил звание спортивного парка и название «Симбирский», его реализацию должна была взять на себя управляющая организация ОАО «Автодром», созданная харловской федерацией автомотоспорта Ульяновской области осенью 2004 года.

В 2005 году на волне достижений команды «Максмотор-Ульяновск» проект спортивного парка был представлен губернатору. При этом речь шла о том, чтобы присвоить проекту статус приоритетного инвестиционного проекта.

«Только проекты, которые отвечают этим требованиям [социальная ответственность и экономическая значимость — от ред.], могут претендовать на звание приоритетных для нашей области. Только в этом случае мы будем их поддерживать и оказывать всемерное содействие их реализации. Один из таких проектов – инвестиционный проект строительства автодрома на территории Ульяновской области», – заявил губернатор.

«По поручению губернатора, изыскивается возможность долевого участия администрации области и г. Ульяновска в реализации данного проекта» – отмечала тогда пресс-служба областного правительства.

Возможность изыскали достаточно быстро – в конце 2007 года было зарегистрировано ОАО «Симбирское кольцо», которое должно было выступить продолжателем идеи по воплощению в жизнь проекта ульяновского автодрома уже на новой основе частно-государственного партнерства.

Учредителями нового ОАО стали ОАО «Автодром», несколько ООО, аффилированных с группой компаний «Максима», ЗАО «Центральный универсам», федерация автомотоспорта с минимальной долей, а также администрация Ульяновска с долей чуть меньше, чем 50%. Уставной капитал общества составил без малого 626 миллионов рублей, при этом город вошел в него не «живыми» деньгами, а недвижимостью — в ОАО были переданы площади центрального Дома быта, гостиница «Советская», а также целый ряд других объектов. Исходя из размера уставного капитала несложно рассчитать, что все эти объекты город оценил в сумму около 300 миллионов рублей.

Проект при этом значительно разросся — несколько автоспортивных трасс и спортивных комплексов были дополнены жилым микрорайоном «Запад-1». Несмотря на то, что опрошенные нами участники компаний, выходящих или имеющих отношение к ОАО, отрицали этот факт, рискнем предположить, что расширение проекта было вызвано желанием получить больший объем поддержки из федерального Инвестиционного фонда.

Постановление, регламентирующее правила формирования и использования средств фонда, было принято в марте 2008 года, а в конце того же года ОАО было реорганизовано в новое с тем же названием. Уставной капитал «нового» «Симбирского кольца» вырос до почти 926 миллионов рублей за счет увеличения вкладов участников, состав которых не изменился. Вероятно, во время этой реорганизации город и передал «Симбирскому кольцу» оставшиеся площади в объектах недвижимости.

В конце 2009 года проекту удалось получить федеральные бюджетные ассигнования. Как следует из паспорта регионального инвестиционного проекта «Симбирское кольцо», проект должен был получить 667,82 миллиона рублей федеральных денег на создание объектов инженерной и транспортной инфраструктуры уже в 2009 году. Условием получения этих денег стало софинансирование со стороны города — Ульяновск должен был вложить в проект до 2012 года 240 миллионов.

Условия, обозначенные в паспорте, в начале реализации проекта исполнялись — деньги на инженерную и транспортную инфраструктуру были успешно освоены. Фактически, речь шла о подводе коммуникаций для первой очереди проекта — микрорайоне «Запад-1». Кое-какие работы были к этому моменту выполнены и по «спортивной» части проекта — построено несколько трасс.

Через некоторое время проект встал — к обозначенному в паспорте сроку «2012 год» строительство закончено не было, условия инвестиционного проекта не исполнены. Причина оказалась понятной — основной инвестор перестал вкладывать деньги в проект.

Согласно бухгалтерской отчетности компании, в 2012 году на строительство РСП «Симбирский» был выделен лишь 41 миллион рублей, а доход от самого спортивного парка составил лишь чуть менее 7 миллионов рублей. Основной же доход компании принесла сдача в аренду объектов недвижимости — за счет гостиницы «Советской», Дома быта и т.д. компания выручила 66,5 миллиона рублей. Из этих денег и были профинансированы строительные работы, причем дивиденды акционерам были выплачены лишь в размере 500 тысяч рублей на всех. При этом, согласно инвестиционной программе, в 2012 году основной инвестор должен был вложить в проект более 600 миллионов рублей.

Но основной инвестор к этому времени был уже ликвидирован — ЗАО «Центральный универмаг», которое обладало почти третью долей ОАО, прекратило свое существование. Причины понятны — ЦУМ к этому моменту уже продали. 24,5% голосов получило ООО «Симбирские огни», занимающейся, согласно выписке ЮГРЮЛ, сдачей в аренду объектов недвижимости. Остальные участники общества также «сошли на нет». Например, согласно отчетности ОАО «Автодром», которое упоминалось в качестве инвестора в заявке на получение федеральных денег (речь шла об общих затратах инвестора в 1,8 миллиарда рублей), за 2012 год, вся деятельность компании сводилась к начислению минимальной зарплаты номинальному директору Игорю Аринахину.

В этот же период времени на свой подвисший в воздухе актив обратил внимание город. Администрация в лице комитета по управлению имуществом обратилась в суд с иском о признании незаконными ряда сделок по продаже ОАО «Симбирское кольцо» объектов недвижимости, но постепенно эта история сошла на нет. Несложно понять, что экономических предпосылок для этого нет никаких — вместо дохода от эксплуатации спортивного комплекса или хотя бы от сдачи в аренду объектов недвижимости город в 2012 году получил лишь несколько сотен тысяч дивидендов – «арендные» деньги достались ОАО.

Очевидно, что уважаемому инвестору и администрации города или области удалось между собой как-то договориться, так как вопреки всему в городской бюджет на 2014 год было заложено 5,6 миллиона рублей на финансирование проекта «Симбирское кольцо».

30 апреля 2013 года было принято постановление правительства РФ о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием. Согласно этому документу, с 2015 года будет проводиться обязательный аудит объектов капитального строительства сметной стоимостью 1,5 млрд. рублей и более. Под действие этой нормы теоретически может попасть и «Симбирское кольцо», которое так и не было достроено, несмотря на то, что в паспорт инвестиционного проекта на федеральном уровне несколько раз вносились изменения, связанные с продлением сроков строительства. Теоретически аудит может оказаться опасным для региональной власти, затронув не только её, но и целый ряд участников проекта, включая и застройщика микрорайона «Запад-1».

Но хуже другое — федеральные деньги, выделенные на проект, придется возвращать, так как условия финансирования не были соблюдены. Таким образом, область сразу теряет больше 600 миллионов рублей и явно выставляет себя далеко не в лучшем свете. Очевидный выход напрашивается сам-собой — продать проект.

По-видимому, исходя из этих предпосылок и было принято решение выставить долю города в компании на продажу. Кому же она достанется?

В апреля этого года состав основных держателей голосов в «Симбирском кольце» изменился. Место работающего ООО «Симбирские огни» заняло ООО «Симбирские огни 2», зарегистрированное в конце прошлого года. Фирму возглавляет Татьяна Ильина, которая являлась участником и других фирм, которые входили в состав учредителей ОАО «Симбирское кольцо».

К сожалению, получить комментарии для этой статьи от господина Харлова нам не удалось. Как нам удалось выяснить, он находится в отпуске за рубежом. Так же не удалось дозвониться и до Константина Киреева, который был назван нам как лицо, реально занимающееся проектом (номинальным председателем совета директоров ОАО «Симбирское кольцо» является автогонщик Виталий Дудин). Тем не менее, по словам юристов, факт переорганизации ОАО и регистрации фирмы «Симбирские огни 2» явно указывает на то, что актив готовят к продаже, причем быстрой и без соблюдения особых правил делового этикета.

Если довериться экспертному мнению, то получается, что инвестору действительно удалось договориться с областью и городом, и на актив был найден подходящий покупатель, которого не смущают участники в виде фирм с нулевым оборотом и с названиями, которые принято трактовать как один из признаков фирмы-однодневки. Кто это может быть? Скоро узнаем.