С 1 июля всех ульяновцев ожидает очередное повышение стоимости ГВС. Почему даже сейчас стоимость отопления и горячей воды в Ульяновске значительно выше, чем в других регионах ПФО? Как сделать так, чтобы повышение цен не было столь болезненным? Как снизить стоимость услуги для населения? Над этим вопросом наконец задумались депутаты регионального Законодательного собрания. Нашли ли законодатели ответы на важные для всех ульяновцев вопросы?

жкх

На прошедшей неделе в малом зале Законодательного собрания области прошел круглый стол на тему: «Размер платы за горячее водоснабжение, теплоснабжение в городе Ульяновске: законодательные и практические аспекты. Пути снижения стоимости» под руководством председателя комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадия Антонцева.

В обсуждении приняли участие депутаты ЗСО Василий Гвоздев, Владимир Камеко, Алексей Куринный, экс-депутат Вячеслав Алексейчик, директор «Фонда содействия реформированию ЖКК и энергоэффективности Ульяновской области» Сергей Гигирев, замдиректора Ульяновского филиала «ВоТГК» Игрь Журавлев, директор территориального управления по теплоснабжению в городе Ульяновске Ульяновского филиала «ВоТГК» Сергей Гужев, председатель исполнительного комитета Ульяновского регионального отделения партии «Единая Россия» Константин Долгов, депутат Ульяновской Гордумы Григорий Каленов, представители управляющих компаний, ТСЖ и экспертного сообщества.

Разные тарифы

Участники круглого стола отметили, что в Ульяновске более высокие тарифы на тепловую энергию по сравнению с другими регионами ПФО. Впрочем, объясняется это тем, что другие регионы получают дотации на тепло из местных бюджетов.

По словам депутатов, немало обращений горожан касается разной стоимости ГВС в домах, расположенных рядом друг с другом:

«Для обычных людей это минимум раздражающий фактор, максимум – причина для серьезных конфликтов. Ответить людям, почему так, мы не всегда можем. Думаю, будет здорово, если мы сможем договориться и ввести однообразие оплаты в Ульяновске и Димитровграде, так как это актуально именно для городов», – отметил Василий Гвоздев.

С ним согласился Владимир Камеко:

«Должна быть какая-то справедливость. Может быть, теплоснабжающим организациям, управляющим компаниям, ТСЖ, ЖСК изначально задавать какие-то параметры. Найдутся состоятельные компании, готовые работать на этом рынке. Это поможет отсеять недобросовестных поставщиков, которые во главу угла ставят бизнес, а социальный аспект вообще не рассматривают. Может быть, смоделировать определенные параметры в Ульяновске и Димитровграде с помощью законодательной инициативы».

Безобразная ситуация

Впрочем, это может привести к тому, что те, кто платил меньше за ГВС, станут платить больше прежнего. Такие опасения высказал завкафедры «Теплогазоснабжение и вентиляция» УлГТУ, создатель ульяновской научной школы теплоэнергетики и теплоснабжения Владимир Шарапов. Он отметил, что сейчас на рынке теплоэнергетики сложилась весьма запущенная и безобразная ситуация. Началось все 15-20 лет назад, когда энергетикой в регионе командовал СМУЭК, задирая тарифы и месяцами оставляя население без горячей воды.

«В результате в городе понастроили сплошные котельные, но это против всякой физики. Вроде бы дешево, но это временно. А ульяновский филиал «ВоТГК» потеряла своего потребителя. Когда оборудование работает в полсилы, это приводит к новому повышению тарифов. Энергии затрачивается столько же, а реализация продукта меньше. В ВоТГК сложилась такая ситуация, что им нельзя так легко снизить тарифы, потому что это состояние очень плохое. Посмотрите на соседний Татарстан. Там за эти годы не развалили энергетику. ТЭЦ старее нашей, оборудование хуже, а работают лучше и тарифы ниже. Более того, 3 года назад там организовалась ТГК-16, а также американский инвестиционный фонд, который скупил почти всю нефтехимию республики. Через несколько месяцев после образования Фонда они снизили тариф почти в 1,5 раза и для потребителей, и для предприятий до уровня реальной себестоимости. Причем в эту реальную себестоимость заложили деньги на инвестиции, на ремонт, на хорошие зарплаты работникам. Капиталисты из фонда решили, а зачем самим себе продавать с наценкой? Они обеспечили и энергетику, и свое процветание. У нас же сейчас непрозрачная схема тарифообразования».

С ним согласился Вячеслав Алексейчик, считая, что раньше даже графы в платежках были подробнее, в отличие от нынешних документов. Он также подчеркнул, что снизить тарифы позволит системная работа по энергосбережению.

По весам

Сергей Гигирев отметил, что необходимо контролировать потребление ГВС и тепла:

«Норматив – это пережиток СССР. О каком нормативе идет речь, если все сейчас по весам? От него нужно уходить! Мы не умеем потреблять. Мы сегодня потребляем тепловой энергии столько, сколько нам предлагают поставщики. Мы реально не соизмеряем свое потребление со своими возможностями с точки зрения оплаты, регулируя его форточками. Только технические мероприятия на данном этапе позволят сократить расходы на коммунальные услуги при этом сама стоимость ресурса должна подвергаться глубокому анализу».

По словам Гигирева, нужно стимулировать потребителей на технические мероприятия по снижению стоимости теплоэнергии. Например, с помощью установки счетчиков погодного регулирования.
Включившийся в разговор Игорь Журавлев подтвердил, что установка «погодников» уменьшает на 30-40% цифры в платежке, а окупается такой счетчик за год в два раза.

Единый поставщик=единый тариф

Как пояснил Сергей Гужев, тариф устанавливается приказом минэкономики региона, основная составляющая – 70% – это стоимость газа, которая за последние три года значительно выросла. С 2012 года ВоТГК вышла на конечного потребителя. В результате увидели, что потребитель стал брать меньше продукции.

«Казалось бы, абсурд, коммерческая организация стала меньше продавать товара, по законам бизнеса нужно стремиться к увеличению продаж. Но наша задача сейчас – не больше товара отпустить, а продать такое его количество, за которое потребитель готов заплатить 100%. И поэтому мы сами заинтересованы в неувеличении тарифов».

Одним из вариантов Гужев предложил закрыть нерентабельные источники тепла, которые предлагают высокие тарифы, таким образом выйдя напрямую к потребителям. Однако есть один нюанс. Для этого городу необходимо в срочном порядке утвердить схему теплоснабжения, которая должна была появиться еще 2 года назад. По последнему поручению президента всем муниципальным образованиям численностью более 500 тысяч человек необходимо утвердить схему теплоснабжения до 1 июля 2014 года.

«Этот документ пропишет, как нам развиваться дальше. Мы могли бы выйти к потребителю с более низкими ценами. Кроме этого мы получили бы статус единой теплоснабжающей организации, так как 80% тепла в городе – это наш рынок, мы могли бы предоставить единый тариф для всего города. Потребитель не должен страдать из-за того, что запитан от разных сетей. Он должен получать единую продукцию по единой цене в каждом доме», – пояснил Гужев.

Напомним, сейчас в Ульяновске действует три тарифа от ВоТГК: тариф, определяемый выходом дома напрямую с трубопроводом ВоТГК – 1100 рублей. Тариф левобережья от сетей «Теплоком» – 1300 рублей и по правому берегу от сетей «Городской теплосервис» – 1500 рублей. Именно поэтому возникает разница в оплате между двумя соседним домами. Кроме того, по словам Гужева, сейчас правительством РФ активно обсуждается внедрение метода альтернативной котельной. Президент поручил до 1 сентября разработать методику по утверждению тарифа альтернативной котельной. Смысл в том, чтобы ввести единый тариф в округе, например, в ПФО. Если в рамки тарифа генерирующая компания не вмещается, то ей придется распрощаться с рынком. Выгода энергетиков очевидна: постоянный тариф позволит спокойно заняться обновлением, надежностью и эффективностью.

Более конкретные предложения прозвучали из уст Григория Каленова. Он предложил ужесточить контроль за составляющими тарифа. А именно обязать регулирующую и теплоснабжающую организации публиковать составляющую, которая включена в тариф на горячую воду и теплоснабжение, с помощью нормативных актов. Таким образом любой потребитель сможет посмотреть, из чего складывается тариф. Кроме этого необходима конкуренция на рынке теплоснабжения,. По его словам, программа демонополизации отрасли мало обсуждается в последнее время. Наконец, нужно заинтересовать потребителя, предоставив ему доступ к дешевым кредитам, которые направят на энергосберегающие мероприятия.

Вне закона

Любопытную информацию предоставил Дмитрий Сычев.

С 1 января 2013 года в Ульяновске действует многокомпонентный тариф на ГВС. Он, по словам Сычева, должен быть подкреплен методикой расчета норматива на подогрев и методикой разделения затрат тепла в доме с открытой системой водоснабжения, разделение затрат тепла на ГВС и непосредственно на отопление. Несмотря на поручения министерству регионального развития, эти документы до сих пор не разработаны.

«Соответственно, тот норматив на подогрев, который утвержден в Ульяновской области, оформлен фактически в отсутствии правового поля. Мы долго консультировались с минюстом и прокуратурой и пришли к выводу: чтобы не допустить хаоса в формировании цены, устанавливаем такой норматив, допустим для ВоТГК. Есть такая проблема: в домах, где нет приборов учета, действует норматив на подогрев, там ВоТГК несет реальные потери. Но в домах, где стоят приборы учета, норматив на подогрев не действует и там фактически потребление идет по счетчикам, фактически норматив на подогрев в этих домах получается выше утвержденного минэкономики и влияет на стоимость ГВС», – уточнил Сычев.

Чтобы как-то решить проблему, ведомство, по словам Сычева, выходило на федеральный уровень с инициативой зафиксировать норматив на подогрев в домах, где установлены приборы учета. Однако решений ждут уже 1,5 года, а воз и ныне там.

«На сегодня законных оснований для установления фиксированной стоимости куба горячей воды нет», – подтвердил Сычев.

Секрет подорожания

Почему подорожала горячая вода при установлении приборов учета ГВС? На этот вопрос попытался ответить заместитель директора ООО «РИЦ» по управлению подразделений Ульяновска Денис Лялякин.
По мнению специалиста, не важно, как оснащен дом. Летом система ГВС частично играет также роль системы отопления, отапливая змеевики, радиаторы санузлов и ванных комнат.

«Когда был норматив на подогрев до 2013 года, съем тепла не учитывался в системе ГВС. Это тепло учитывалось в нормативе на отопление. Площадь ванн и санузлов берется при расчете норматива за отопление. Когда же установили приборы учета, стали считать гикокалории, которые тратятся на обогрев помещений, причем летом он также присутствует. Поэтому все технические ухищрения полностью проблему не снимут. Либо мы должны установить, по крайне мере от одного теплоисточника, одинаковую стоимость ГВС, либо эту плату мы будем распределять в отопительный сезон, либо летом будем выставлять эти 200-300 рублей, которые «вываливаются» в стоимости ГВС. Нужны поправки в законодательство. Но опуститься до норматива в большинстве домов не получится. Это просто противоречит физике».

Что касается функции отопления, как заметил Константин Долгов, сейчас расчет такой: чем больше человек проживает в квартире, тем больше кубов они потребляют.

«Однако площадь ванной комнаты в доме одинакова у всех. Поэтому должно быть расщепление в формуле, где составляющие будут распределяться все-таки равномерно», – уверен он. Кроме того Долгов согласился, что без реальных мер по энергосбережению стоимость горячей воды и тепла снизить не удастся.

Кому – арбуз, а кому – свиной хрящик

Участники «круглого стола» высказали мнения по заключению прямых договоров между потребителями коммунальных услуг и энергетиками. Одни посчитали прослойку УК в цепочке “ресурсоснабжающая организация – управляющая компания – потребители коммунальных услуг” лишней. Пропуская денежные средства потребителей через свои счета, они подчас задерживают их, несвоевременно расплачиваясь с поставщиками услуг и тратя их на собственные нужды. Да и инвестировать средства в модернизацию они не спешат. Другие высказывались против заключения прямых договоров, считая, что в таком случае потребители, оставшись один на один с ресурсоснабжающей организацией, окажутся вовсе безоружными. Ведь никаких специальных знаний и опыта у них нет.

Кроме того, выяснилось, что прибыль компаний, участвующих в системе доставки тепловой энергии мягко говоря неравная. Так ульяновский филиал ВоТГК, производящей ресурс, ежегодно подсчитывает сотни миллионов чистой прибыли, тогда как сетевые организации «Теплоком» и «Городской теплосервис» работают практически с нулевым доходом, а управляющие компании, ТСЖ и ЖСК, и вовсе несут ощутимые убытки.

Хочется верить, что в скором времени озвученные предложения по снижению стоимости ГВС и тепла оформят в реальные рекомендации для властных структур, поставщиков энергоресурсов, управляющих компаний, а также потребителей.

Светлана Александрова