Если вы хотите познать все пределы человеческой смекалки и воображения, то определенно стоит интересоваться тем, что пытаются зарегистрировать люди в качестве товарных знаков. Сайт российского Роспатента предлагает не совсем удобные, но вполне достаточные ресурсы для просмотра и поиска товарных знаков и заявок на их регистрацию.
Порой возможностью регистрации брэнда пользуются не только бизнесмены и маркетологи, но и политики, светские лица, и просто “городские сумасшедшие”. Так, в декабре прошлого года члены партии Родина решили ввести в обиход аналог советского знака качества, зарегистрировав товарный знак под названием “Без использования труда мигрантов” с изображением белого лебедя в озере в виде карты России, что вызвало неоднозначную реакцию в СМИ. Некоторые даже назвали эту выходку расистской. Многие также слышали, как наследники Владимира Высоцкого пытаются заработать на имени великого человека, продавая именные водку и пиво. Или вот В. Жириновский представлен в базе Роспатента в качестве лимонада, сока, пива и крепкого алкоголя, всяческих закусок, сигарет и спичек, нижнего белья и верхней одежды, и, разумеется, косметики. Жаль, Янукович не оказался настолько пронырливым, как его оппоненты, прежние и действующие: организовал бы малый бизнес в России, продавал бы надувные круги “Я живой”.
Ющенко и Тимошенко давно зарегистрировали в Украине именные товарные знаки и броские лозунги типа “оранжевая революция”.
Предприимчивые человечки, пожелавшие остаться пока неизвестными, за последний месяц решили сыграть на теме патриотизма и украинских событиях. Заявки на регистрацию товарных знаков “Небесная сотня”, “Наша Няша”, “Нас бьют, а мы летаем”, “Зелёные человечки”, “Тягнияичко”, “Нас не догонят” поданы от лица зицпредпринимателей-фунтиков с почтовым адресом “до востребования” на московском почтамте. Недавно к этим заявкам присоединились и “Вежливые люди”. Как правило, в описаниях товарных знаков пишут, что обозначения носят фантазийный характер (никак не связаны с товарами или услугами, которые будут обозначаться товарным знаком), но в случае с “вежливыми людьми” товарный знак будет выполнять ещё и воспитательную функцию!
Олег Тягнибок, наоборот, открыто решил зарегистрировать в России товарный знак “Евромайдан”, чтобы каждый, кто будет его использовать в сфере культурных мероприятий, частной охраны, медиации или производстве сувениров, платил ему роялти.
Что касается коммерсантов и “городских сумасшедших”, то в мае отличились предприниматели из Челябинска (руководители ООО “Западный Берег Девелопмент”, занимающиеся продажей недвижимости и финансовым посредничеством), подавшие заявку на товарный знак “Активное взрослое население в возрасте 55 лет и старше” и “Активные взрослые”. Как привязать словосочетания к строительству и продаже недвижимости, не знаю. Также загадкой будет товарный знак “Кое-как”, поданный неким предпринимателем. Видимо, чтобы легально запретить всем бесплатно отвечать на вопрос “как дела?”.
Зато предвижу появление нового кредитного продукта у Промсвязьбанка под брэндом “All inclusive”. Видимо, будет наподобие тарифа “без звёздочек” у известного сотового оператора.
ХэдХантер решил зарегистрировать “Банк данных заработных плат”, а предприниматель из Красногорска “Дурной характер модной дамы” (будет лицензировать Ксению Собчак?). Новосибирский Хладокомбинат хочет отличиться с товарным знаком “Гостовский лидер”, поскольку и среди равных производителей пломбира “ГОСТ” есть тот, кто равнее. Рядом с Народным фронтом вскоре появится “Рабочий Фронт” от юридической компании Навигатор. А кто-то вообще решил просто так взять и зарегистрировать товарным знаком слова “Банка 4 литра”.
Разумеется, и половина из перечисленного не пройдёт регистрацию и никогда не станет охраняемым брэндом. К счастью, законодательство ограничивает бурную фантазию предприимчивых граждан рамками разумного и допустимого.
Роспатент отказывает в регистрации товарных знаков, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя; противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали; не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; являющихся общепринятыми символами и терминами; характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта; представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.