77% россиян считают, что мэров крупных городов должно выбирать население. Такие данные получены в результате соцопроса Левада-центра. Решение этого вопроса – в рамках реформы местного самоуправления – народным волеизъявлением или голосованием местных депутатов остается за региональными властями. Такая альтернатива предусмотрена в законопроекте, который во вторник в соответствии с рекомендациями думского комитета по федеративному устройству и местному самоуправлению будет принят Госдумой во втором чтении.

Напомним, документ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» был разработан после того как Владимир Путин в Послании федеральному собранию в декабре прошлого года призвал провести муниципальную реформу. В марте проект закона был внесен в Госдуму, а 15 апреля принят в первом чтении. Однако первоначальный вариант вызвал довольно много критических замечаний на всех уровнях власти и в региональных элитах. В итоге ко второму чтению был подготовлен ряд поправок, в результате которых текст законопроекта переписан практически полностью. На прошлой неделе поправки были одобрены в профильном комитете. Таким образом, выборы мэров крупных городов сохраняются. Так же как и выборы городских депутатов. Эти процедуры – по закону – будут находиться в ведении региональных парламентариев.

Мэр одного из крупных городов Поволжья, высказал нам свое мнение о новой реформе на условиях конфиденциальности.

– Теоретически все может свестись к принятию устава и правил благоустройства. Вопрос – изменение статуса муниципалитета делается с учетом мнения населения. Так почему бы не дать возможность людям самим определять этот статус. Есть четыре формы организации местного управления в городе. Так пусть город сам выберет свой вариант. А будут решать губернаторы и депутаты. И самое главное – исчезает возможность появления общественно-политических персонажей на городском уровне. Выборы будут как выборы старшего по дому. Мэр не будет приближен к людям. Так же как и депутаты, делегированные с низов.

Один из авторов законопроекта, депутат Госдумы и председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко:

– Многие комментаторы либо не читали законопроекта, который был подготовлен ко второму чтению, либо умышленно вводят людей в заблуждение. Ничего де-факто не меняется. Сама суть поручения президента заключалась в том, чтобы проанализировать действующее законодательство на предмет возможных пробелов. Предложения были самые разные. Когда мы их изучили, пришли к заключению, что есть три блока проблем, которые требуют дополнительного законодательного регулирования. Первый – это вопросы, связанные с конституциональными основами местного самоуправления. Второй – распределение полномочий по различным уровням публичной власти – местного самоуправления, регионального уровня, федерального. И третий – финансовое обеспечение исполнения полномочий местного самоуправления. Анализируя первую часть в рамках двухуровневой модели местного самоуправления, которую Россия выбрала, подписывая Европейскую хартию о местном самоуправлении, мы пришли к выводу, что у нас пробелы для городских округов, где большая численность населения и большие территории. Там двухуровневая модель не реализуется, потому что в законе нет нормы двухступенчатой именно в таких крупных образованиях. Поэтому законодатель предлагает внести два новых типа муниципального образования, не отменяя ни одного из существующих. Сейчас у нас их пять – городские поселения, сельские, муниципальные районы, городские округа и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения. Мы предлагаем дополнить их нормой о возможности преобразования городских округов в округа с делением на внутригородские районы. И внутригородские муниципальные образования с делением на внутригородские районы. Все эти нормы являются добровольными. Мы не заставляем в обязательном порядке переходить на ту или иную форму. Более того, мы предлагаем все существующие нормы сохранить и самим субъектам определять форму избрания или назначения всех органов власти. Как представительной, избирая ее напрямую или путем делегирования. Так и исполнительной, избираемой на муниципальных выборах или назначаемой по контракту. Ни одна норма не ущемляется. Наша федеративная страна имеет свои традиции, и мы даем возможность законодателям на уровне субъектов определять структуру органов местного самоуправления и порядок их формирования или избрания.

Еще одна новация, по словам Тимченко, связана с рядом полномочий, которые до сегодняшнего дня законами субъектов или по соглашению забирались у муниципальных образований. Теперь 13 полномочий для сельских поселений и 16 полномочий для всех остальных ни при каких условиях забираться не будут. Вместе с тем законом субъекта может быть предусмотрено передача дополнительных полномочий на уровень местного самоуправления, но только с финансовым обеспечением.

Тимченко также подчеркивает, что решение о применении той или иной схемы выборов принимает не исполнительная власть, а депутаты законодательного собрания. Губернаторы могут только высказать свою точку зрения. При этом учитывается мнение народа.

– Мы не устанавливаем никаких рамок. Все будет прописано в уставе муниципального образования на усмотрение местных властей. Мы не решаем за них, как учитывать мнение населения. Они сами выберут, будет ли это опрос, публичные слушания или решение представительного органа. Есть еще один нюанс. Раньше, когда глава администрации избирался по контракту представительным органом, комиссия на 70% состояла из городских депутатов и на 30% из представителей заксобрания субъекта. Сейчас мы предлагаем 50% оставить от представительного органа и 50% от губернатора. В этом случае роль региональной власти возрастает. Но мы должны исходить из того, что исполнительная власть должна работать в едином ключе. И те полномочия субъектов, которые передаются на муниципальный уровень, с губернатора ответственности не снимают. Он должен быть уверен, что на должность мэра пришел не популист, а человек, который сведущ в вопросах городского хозяйства.