велосипед Как известно, катание на велосипеде приносит огромную пользу нашему организму: укрепляются мышцы ног, улучшается работа дыхательной системы, кровь обогащается кислородом, который поступает к клеткам головного мозга и другим жизненно важным органам. Не зря во многих уголках земли велосипед является одним из главных средств передвижения. В России же пока основным видом транспорта так и остается удобный и комфортный автомобиль. Правда, в последнее время интерес к прогулкам на велосипедах значительно возрос. Вот, к примеру в Ульяновске уже который год в мае традиционно проходит открытие велосезона, в котором участвуют жители города разных возрастов. А ведь когда-то, в далеком дореволюционном Симбирске теме велосипедной езды также уделялось много внимания. По этому случаю представляю вам небольшую историческую заметку.
В 1894 году в Симбирске было открыто общество любителей велосипедной езды. Цель его заключалась в «усовершенствовании езды и в распространении употребления велосипеда, как удобного, полезного, приятного и практичного средства передвижения». Здесь мы сделаем небольшую остановку и на примере рассмотрим практичность и надежность велосипеда по сравнению с авто.

Первый симбирский автомобиль

Точная дата появления в Симбирске первого автомобиля не установлена, известно, что где-то в начале ХХ века. А вот первый случай ДТП с участием авто зафиксирован 1907 годом. Тогда дело обстояло следующим образом: купец 2-й гильдии, владелец усадьбы в самом центре города Василий Петрович Нагашев теплым вечером 30 июля ехал в конном экипаже в районе Александровской площади (недалеко от нынешнего здания следственного изолятора). Вдруг мимо пронёсся, ревя мотором автомобиль со скоростью 15 км в час [тогдашние машины могли развивать максимальную скорость до 10-15 километров в час]. Этот чудо механизм так напугал лошадь, что она рванула с места и понеслась. Встреча с автомобилем для Василия Петровича закончилась переломом ноги. Установить виновного в происшествии полиции так и не удалось. Оно и неудивительно. Ведь в Симбирске в ту пору было всего три автомобиля, один из которых принадлежал чугунолитейному заводчику Николаю Васильевичу Голубкову, другой – сыну владельца Ишеевской суконной фабрики Василия Афанасьевича Арацкова Алексею, а третий числился за водочным королём Александром Александровичем Сачковым, на чьей сестре был женат сам городской голова Леонид Иванович Афанасьев.
Окажись тогда на месте автомобиля велосипед, лошадь бы и ухом не повела, а так наш купец Василий Петрович Нагашев вошел в историю как первая жертва автомобильного транспорта в Симбирске.
Однако вернемся к симбирянам, любителям велосипедных прогулок.
6 июля (по старому стилю) 1894 года для создания велодрома Городская Дума, сроком на 12 лет и с платой по 20 рублей в год, сдала в аренду обществу велосипедистов пустопорожнее место «более 2 ½ десятин, против военных казарм». В августе того же года велодром был уже готов и на нем начались состязания «сначала частные, для членов общества, а затем и публичные, с платой за вход». Таких мероприятий было проведено: в 1895 году – одно, в 1896 году – два, в 1897 году – четыре. Кроме того состоялась «одна гонка на 100 верст, без допущения платной публики», которая была пройдена за 4 часа 5 минут 32 секунды.
В общем, в обществе велосипедистов было не скучно. В него могли приходить и те, кто не умел кататься на велосипеде, для таких имелись учителя. Также обществу было предоставлено право «устраивать прогулки и состязания, давать музыкальные и танцевальные вечера и вообще дозволенные увеселения». Согласно уставу, женщины не могли являться членами общества и даже появляться в качестве гостей в помещение, где происходило собрание, было запрещено. В действительности же такой строгий остракизм женского пола обществом велосипедистов не соблюдался.

В заметке использовался рисунок Ивана Сивопляса “Первый симбирский автомобиль”