Сегодня, выступая на совете региональных и местных властей, я говорил о необходимости разработки обновленной модели экономического роста. Это диктует время.
На протяжении последних трех лет Ульяновская область демонстрировала устойчивую динамику развития, а по темпам роста ВРП и индексам промышленного производства даже опережала общероссийские темпы.
К сожалению, по самым разным причинам и прежде всего макроэкономическим, ситуация стала ухудшаться уже к концу прошлого года и в стране в целом, и на уровне нашего региона.
По итогам первых месяцев этого года наблюдаются все признаки стагнации: российская экономика в целом демонстрирует очень низкие, почти нулевые темпы роста ВВП. Аналогичная ситуация и в большинстве российских регионов. Уже на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме экономисты все чаще стали говорить о рецессии российской экономики – умеренном спаде производства.
Экономика нашего региона в последние месяцы демонстрирует разнонаправленность, но в целом наметилась устойчивая тенденция втягивания в стагнацию. Уже сейчас Министерство экономического развития области пересматривает прогнозный сценарий развития с умеренно-оптимистичного на консервативный и более пессимистичный. Согласно ему к концу 2014 года мы в лучшем случае сможем выйти на нулевые темпы роста экономики. И это хуже, чем прогноз по России в целом (федеральное министерство прогнозирует рост национальной экономики в полпроцента).
Таким образом, складывается новая для нас ситуация, новая реальность и она нуждается в серьёзном осмыслении. Мы должны понять, какие факторы регионального уровня могут быть исправлены и скорректированы.
Именно поэтому мы должны не просто пересмотреть контуры нашей экономической политики, но и предпринять целый ряд шагов, которые бы уже в среднесрочной перспективе (в 2015 – 2017 годах) позволили бы области вновь выйти на уровень опережающего развития.
Если говорить очень кратко, программа стимулирования экономического роста должна решать три взаимосвязанные задачи.
Первая задача. Совершенствование инвестиционной политики. Мы должны продолжить работу по формированию благоприятного инвестиционного климата.
Вторая задача. Реиндустриализация или то, что на Западе называют «новой индустриализацией» – это полное обновление и модернизация наших традиционных промышленных предприятий. Это фактическое возрождение индустриального промышленного потенциала, которым обладает регион.
Третья задача. Развитие и повышение качества человеческого капитала. Именно человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста.
К сожалению, мы должны признать, что уровень человеческого капитала у нас меняется не в лучшую сторону. Нам сейчас катастрофически не хватает качественных трудовых ресурсов.
Именно эта задача – развитие человеческого потенциала области – является определяющей.
Имеются ли у нас ресурсы и возможности для решения этих задач? Считаю, что имеются.
Во-первых. Мы наработали значительный опыт управления сложными социально экономическими процессами. Мы сумели успешно преодолеть два кризиса. Первый – кризис в первой половине 2000-х годов. Второй – финансово-экономический кризис 2008 года.
Во-вторых. Другой ресурс, имеющийся в нашем активе – это признание результатов нашего развития внешними экспертами. От рейтинга Всемирного банка по условиям ведения бизнеса в России (Doing Business в 2012) до второго места в первом Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Сейчас для нас складывается благоприятная ситуация, когда не мы работаем на рейтинги, а рейтинги уже работают на нас.
Остановлюсь на национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Итоги первого пилотного исследования были обнародованы ровно неделю назад на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме.
Ульяновская область вновь подтвердила свои лидерские позиции и заняла среди 21 субъекта второе место, пропустив вперед только Калужскую область. Это очень здорово! И не потому что нас высоко оценили в этом рейтинге. Это здорово еще и потому, что рейтинг позволят нас как бы взглянуть со стороны, увидеть свои проблемы и болевые точки.
Регионы оценивали по 54 показателям, причем, только 15 из них опирались на статистические данные. Остальные – это результаты опроса бизнесменов, работающих в данном регионе, и экспертов.
Очень важный урок данного рейтинга в том, что высокое место Ульяновской области доказывает – успехи в формировании благоприятного инвестиционного климата могут достигаться вне зависимости от исходных социально-экономических условий. Факторы слаженной работы команды, политической воли губернатора по сути делают чудеса.
Нам надо грамотно, методически и организационно верно определить болевые точки, наши слабые места и пытаться изменить ситуацию.
Одним из инструментов целенаправленной работы я считаю внедрение в регионе рейтингов муниципальных образований по условиям ведения бизнеса. Я убежден, что мы сможем организовать и провести региональное рейтингование, аналогичное по процедурам Национальному рейтингу. Я уже дал поручения экономическому блоку подготовить соответствующие предложения.
В-третьих. Мы должны максимально воспользоваться теми инициативами, которые сформулировал Президент Владимир Путин во время выступления на международном экономическом форуме. Об этом я скажу чуть позже.
В-четвертых. Еще один ресурс – это наша формула успеха. Это замечательная и совершенно правильная формула успеха, являющаяся по сути комплексным системным руководством к действию. «Инвестиции, институты, инфраструктура, инновации, интеллект, интернационализация, интеграция, интенсификация, интерактивность и идентичность».
В связи с предполагаемой корректировкой нашего экономического курса подробно остановлюсь на ключевых элементах нашей формулы успеха. Нам надо понять следует делать в организационном плане для придания дополнительных импульсов экономике региона. И прежде всего, считаю, что мы должны добавить в «Формулу успеха» одиннадцатую «И» – «ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ».
Начну именно с нее.
«ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ». Это жизненно необходимый процесс для нашего региона. Он должен проходить сразу в нескольких направлениях.
Это модернизация и возрождение традиционных для нашей области промышленных предприятий.
Это строительство новых заводов.
Это всемерное развитие сопутствующих крупному бизнесу средних и мелких предприятий.
Фактически мы говорим о новых очертаниях промышленной политики: обеспечении высокой конкурентоспособности наших предприятий, повышении производительности труда, создании новых рабочих мест и формирование обновленного современного рынка труда.
В новой промышленной политике индустриализация, инновации и инвестиции составляют единое целое.
Мы на уровне региона все это время боремся за сохранение и возрождение наших предприятий и отечественного производства. Большинство наших кластеров имеют промышленное ядро. Мы сохранили флагманы региональной и отечественной промышленности: АВИАСТАР и УАЗ.
Однако сегодня наших усилий просто недостаточно. Новая долгосрочная промышленная политика необходима на государственном уровне. Именно об этом я говорил на Петербургском экономическом форуме ровно неделю назад.
Контуры такой политики и были обозначены в выступлении Президента. Какие механизмы он предложил?
Первое. Курс на расширение доступа к дешёвым инвестиционным ресурсам и удешевлению кредитов. Для этого предлагается механизм проектного финансирования в сфере промышленности. Предоставление ресурсов на длительный срок, а также гибкие, необременительные для инвестора условия получения кредита. И уже к началу следующего года проектное финансирование будет запущено.
Второе. Взят курс на импортозамещение и протекционизм. Владимир Владимирович дал поручение Правительству РФ проанализировать возможности импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве и уже к осени определить, какие товары для государственных и муниципальных нужд будут закупаться исключительно или преимущественно у российских производителей.
При этом в самое ближайшее время будет разработан пакет мер по поддержке конкурентоспособных отечественных предприятий. Для этого будет создан специальный фонд развития отечественной промышленности.
Предприятия области обязательно должны стать получателями средств из фонда развития отечественной промышленности.
Кроме того, Президент поставил задачу поддержать локализацию производства оборудования, соответствующего принципам наилучших технологий. Считаю, что мы должны использовать этот посыл для развития, прежде всего современного станкостроения. Прошу блок реального сектора экономики подготовить наши предложения в Правительство Российской Федерации.
В рамках курса на импортозамещение актуальными становятся вопросы поддержки региональных экспортеров. Должен сказать, что мы уже начали активную работу в этом направлении. В настоящее время идет создание регионального Внешнеэкономического центра, который должен будет сформировать целый пакет инструментов поддержки ульяновских экспортеров.
Третье. Взят курс на экологически чистое промышленное производство. На общегосударственном уровне будет разработан механизм поддержки предприятий, которые внедряют наилучшие доступные технологии, экологически чистые и безопасные. И здесь мы также должны понять, какие наши предприятия могут претендовать на такую поддержку.
В 2015 году будет проведена переоценка всех производственных фондов, а в 2015–2016 годах – специальная оценка рабочих мест предприятий промышленности, транспорта и связи. По итогам этой работы на устаревшие производственные фонды предполагается дополнительная, повышенная налоговая нагрузка. Такое производство просто станет экономически невыгодным.
Четвертое – взят курс на формирование бюджета следующего года как бюджета развития. Владимир Путин дал поручение Правительству при формировании проекта федерального бюджета на 2015-й и плановый период 2016–2017 годов предусмотреть необходимые ресурсы. «Все меры, направленные на технологическое перевооружение экономики, должны быть полностью обеспечены финансированием».
«ИНВЕСТИЦИИ». Пожалуй, на сегодняшний день это наиболее успешное направление нашей работы. Принятые в последнее время организационные меры позволили нам проводить действительно образцовую для Российской Федерации инвестиционную политику.
Наша сильная сторона заключается в том, что в области выстроена целостная, вертикально интегрированная вертикаль сопровождения инвесторов и инвестпроектов.
Сейчас стоит актуальная задача – вовлечь в эту систему все муниципальные образования. И в этом я вижу потенциал нашего движения вперед. К сожалению, часто получаются, что работа, проводимая на региональном уровне, почти полностью девальвируется и выхолащивается на муниципальном.
«ИНСТИТУТЫ». Созданием институциональной среды для ведения бизнеса мы целенаправленно занимаемся на протяжении всего периода времени. В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в номинации «Институты для ведения бизнеса» Ульяновская область оказалась на 3-м месте, мы находимся в первой группе регионов. Здесь замерялись показатели, связанные с качеством региональных стандартов обеспечивающих защиту бизнеса. Здесь оценивалась ситуация с проверками, степень прозрачности ведения бизнеса, эффективность организационных механизмов поддержки бизнеса.
Хочу отметить, что при формировании институциональной среды развития экономики и бизнеса мы движемся преимущественно путем «сверху вниз»: внедрили отраслевые инвестиционные стандарты, сформировали центры развития муниципальных образований, вводим на муниципальном уровне процедуру «первого приёма».
Со стороны власти мы инициируем внедрение новых инструментов и площадок взаимодействия с бизнесом. Я имею в виду создаваемый в настоящее время новый координационный институт – постоянно действующую Администрацию развития. Кроме того, мы уже завершаем оформление Ассоциации ульяновского бизнеса, и Ассоциации финансовых организаций региона. Мы создаем уникальной региональной электронной ресурс для бизнеса – «Open Business» (Открытый Бизнес), рассчитанный на разные группы предпринимателей.
Вместе с этим направлением формирования институтов для развития бизнеса и экономики в целом, мы не должны упускать из виду и стратегию «снизу вверх» – это создание условий равной конкуренции среди бизнеса. Сейчас это направление совершенствования институтов в основном реализуется в «неделях предпринимательских инициатив», когда сами предприниматели инициируют изменения в законы, правила и процедуры. И здесь мы должны еще более чутко прислушиваться к предпринимателям для того, чтобы укрепить права собственности, и снизить административные барьеры ведения бизнеса.
«ИНФРАСТРУКТУРА». Одно из самых слабых наших направлений. Это ни для кого не секрет. И если мы сумели сформировать отличные инфраструктурные площадки областного уровня в виде Промышленных зон, Портовой особой экономической зоны, Наноцентра, то в целом с инфраструктурой у нас дела обстоят очень и очень плохо.
Это же подтверждают и результаты национального рейтинга в номинации «Качество инфраструктуры и доступность ресурсов». Оценивалось качество дорог, развитость телекоммуникационной инфраструктуры, доступность гостиничных номеров, качество территориального планирования, доступность земельных ресурсов, качество и доступность финансовой поддержки, качество и доступность трудовых ресурсов. Для Ульяновской области это самая провальная группа факторов, мы находимся в критической группе D на 18 месте!
Я хочу особо обратить ваше внимание на то, что хуже всего предприниматели и эксперты оценили состояние и развитость наших дорог, доступность земельных ресурсов и качество территориального планирования, доступность финансовой поддержки. А самое главное, уровень коррупции на муниципальном уровне.
Еще одним косвенным подтверждением того, что у нас не все в порядке с коррупционной составляющей стали материалы ежегодного доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова. По итогам проведенного среди предпринимателей опроса о коррупции, Ульяновская область оказалась практически единственным регионам, где вообще не оказалось ответов «ситуация улучшилась»! Никто из респондентов не воспринимает ситуацию с коррупцией как улучшающуюся. И это при том, что 24% ульяновских участников опроса считают, что ситуация с коррупцией ухудшилась. Это очень тревожный сигнал!
«ИНТЕЛЛЕКТ».
Темпы роста очень важная вещь, но мы должны понимать, что в условиях острой конкурентной борьбы территорий более важным оказывается качество роста. А это определяется качеством человеческого капитала на данной территории.
Качество кадров является одним из ведущих факторов привлекательности региона для инвестиционных партнёров. Мы должны научиться по-другому управлять трудовыми ресурсами, по другому выстраивать коммуникации между властью, бизнесом, системой профессионального образования.
Мы должны создавать условия для наших граждан, чтобы они имели возможность максимально легко и быстро адаптироваться в к изменяющимся экономическим и рыночным условиям, стимулировать развитие дуального практикоориетированного обучения.
У нас уже активно действуют 11 Ресурсных центров, выстроена модель взаимодействия профессиональных образовательных организаций с ведущими работодателями, расширяются формы работы по профориентации молодежи, с каждым годом расширяется проект «Ковровая дорожка», ставший визитной карточной Ульяновской области.
Для нас сейчас важно понять, насколько эффективные наши действия, что мы должны предпринять, прежде всего, в организационном плане, чтобы выйти на конкурентоспособный уровень развития человеческого капитала в регионе.
Пока, к сожалению, я вынужден констатировать, у нас до сих пор продолжает существовать разбалансированный рынок труда с преобладанием неквалифицированной, низкопроизводительной занятостью, с невысокой заработной платой, с несогласованной системой занятости и системой профессионального образования.
Первая задача, которую мы должны будем решить – это создание общеобластной площадки, которая сможет выступить единым координатором и организатором работы самых различных ведомств и организаций. Считаю, что такой площадкой должно стать агентство или корпорация по развитию человеческого капитала в Ульяновской области.
Кроме того, необходимо в каждом муниципальном образовании создать Центры кадрового и социального развития, которые должен возникнуть как результат объединения центров занятости и центров социальной помощи. Их задача – обеспечить союз практиков и ученых, управленцев и работодателей и системы профессионального образования.
Вторая задача – мы должны сформировать в регионе полноценную систему непрерывного профессионального образования, которая бы позволяла любому человеку учиться, начиная с самого раннего возраста до глубокой старости. В этой системе должны быть задействованы практически все образовательные организации – от детского сада до университета. Ранее выявление способностей и талантов, работа по развитию талантов – с одной стороны. И гибкой системы повышения квалификации и переподготовки для людей любого возраста и любых профессий – с другой стороны.
Большая роль в этом должна принадлежать нашим университетам. Задача​университета​в том, чтобы дать человеку возможность​учиться​на​протяжении всей жизни. Структура университетских программ​должна​становиться более гибкой — и по возрастной​структуре, и по разнообразию предлагаемых программ.
Считаю, что вузам необходимо взять на себя областные учреждения среднего профессионального образования и создать производственные цепочки.
Нашим университетам нужно усиливать интеграцию с предприятиями региона. Учебные программы и специализация университетов должны быть жёстко увязаны с нашими кластерами в экономике: авиационным, ядерно-инновационным, стекольно-строительным, автомобилестроительным, кластерами творческих индустрий и информационных технологий.
Третья задача – необходимо изменить мышление предприятий, работодателей, инвесторов. Они не должны игнорировать участие в подготовке кадров. Нужны гибкие программы переподготовки, которые бы работают на приход инвесторов.
Нужно менять отношения с инвесторами. Сразу при подписании инвестиционного соглашения готовить многостороннюю «дорожную карту» по обеспечению инвестпроекта кадрами.
А еще предприятия и организации должны открывать настоящую «охоту» за «золотыми головами», начиная со школьной скамьи и сопровождать наших талантливых ребятишек на протяжении всего обучения.
Четвёртая задача. Сформировать полноценную, реальную стратегию развития кадровых ресурсов нашего региона. Для этого следует:
– Определить отрасли, которые будут обеспечивать развитие экономики Ульяновской области на 10-20 лет вперед. И уже на этой основе подготовить модель развития рынка труда до 2030 года.
– На основе тщательного анализа существующей в области рынка образовательных услуг, определить стратегию развития системы профессионального образования в соответствии с приоритетами развития экономики. Иными словами, сформировать научно обоснованный заказ профессиональных образовательных программ.