Есть специальности, которые издавна считаются почетными, в сознании людей они ассоциируются с самоотречением, творчеством, созданием чего-то большого и великого. Например, педагог. Действительно, что может быть благороднее дела создания новой личности?.. Или врач… К сожалению, некоторые профессии незаслуженно забыты в этом списке. Наверное, потому что не так ярки и более закрыты. В нашей статье об одной из таких мы расскажем. Это работа службы исполнения наказания.
Начнем с того, что еще Федор Михайлович Достоевский считал, что каторга помогла ему узнать самое главное, без чего нельзя жить. Говорил он и о том, что там узнал цену самой жизни. Надо сказать, что герой его произведения Родион Раскольников именно на каторге пережил «значительнейший духовный перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни». Но возразят многие: «Это XIX век… Литература… А жизнь…» А в жизни все сложнее. В жизни убийц, таких как персонаж «Преступления и наказания», приходится перевоспитывать. Мало у кого «духовный перелом» происходит сам. Поэтому работа, например, начальника отряда очень похожа на работу хорошего классного руководителя. Тут необходимо заработать свой авторитет среди заключенных. И его нельзя добиться какими-то «подкупами» и «послаблениями», потому что такие вещи всегда расцениваются как слабость, и люди начинают им пользоваться. Причем он нужен не для того, чтобы годами ходить на работу и получать зарплату, а для того, чтобы открыть тем, кто попали за решетку, глаза на другую, более счастливую и красивую жизнь.
Многие сейчас, читая это, думают: «Вы о чем?! Они дожили до 20, 30, 40 лет! Если они этого не поняли, то не поймут никогда!» Что ж, бывает. Но многие, подчеркиваем это слово, многие перевоспитываются, как говорят сотрудники УФСИН, или, как пишет Достоевский, «перерождаются».
Готовя эту статью, мы думали ограничиться интервью с начальником отряда в ИК-2, но по мере вхождения в материал захотелось поговорить с педагогами, которые работали с трудными подростками.
Один из них – Руслан Ренатович Ахмедов, начальник 8 отряда в И К №2.
Прежде чем стал работать в колонии, служил командиром роты в Самаре. В ИК работал в разных отрядах. Считает, что самая большая проблема, которая мешает работе, – безразличность заключенного к воле, к дальнейшей жизни, стремление жить только сегодняшним днем. Эти люди отказываются от бесплатного образования, от трудоустройства, у них нет желания развиваться, узнавать что-то новое, строить свою жизнь. У них нет мотивации. Они не видят во всем этом смысла.
– Люди, отбывающие сроки, поступают к нам из общества. Перевоспитывать их – задача трудная. Они – сложившиеся люди, обладающие определенным жизненным опытом. Моя задача – донести до них то, что за воротами тюрьмы есть жизнь другая, не та, которую они вели и ведут здесь. Жизнь, в которой они могут занять то место, которое считают достойным. Если удается убедить заключенного в том, что он может добиться личностного успеха, живя обычной гражданской жизнью, то человек исправляется. Таких немало. Например, один из «бывших» и получивших образование здесь работает старшим менеджером в крупной торговой сети, есть экономисты, рабочие… Для этого я должен знать все, что волнует их, что им нравится и не нравится. Нужен личный подход к каждому. Самое страшное здесь – безделье. Если человек сидит и смотрит в потолок, то однажды он либо идет на преступление, либо нарушает режим колонии, чем портит жизнь всем, кто так или иначе с ним связан. В то же время заставлять мы не можем, мы имеем право только убеждать, – поясняет свой «метод» начальник 8 отряда.
Научно-педагогическое обоснование
Несомненно, современные методы перевоспитания в ИК-2 созвучны методам одного из первых советских педагогов -Антона Макаренко. Именно он смог, создав коллектив, создать в нем и личность.
«Какая чудесная, захватывающая диалектика! – писал он.
– Свободный рабочий коллектив не способен стоять на месте… Формы бытия свободного человеческого коллектива – движение вперед, форма смерти – остановка».
Не о той ли, открытой Макаренко, «системе перспективных линий» говорят Владимир Доронин и Руслан Ахмедов?
Половов Сергей Павлович, учитель ОБЖ/НВП, труда и физкультуры:
– В деле воспитания так называемых «трудных» детей главное – личный пример. Ты должен их научить трудиться. Нужно участвовать в работе наравне с ними. Отчасти так зарабатывается и авторитет. Нужно быть ловким, веселым, разбираться в том, что их волнует, уметь словом простимулировать их на труд, уметь показать мир за пределами школьной территории, показать, как приятно быть умелым и полезным не только себе. И обязательно как можно больше знать о них и их самих. Надо быть им другом. Но! Старшим другом.
Половова Лидия Григорьевна: – Я проработала в интернате больше 30 лет. Была учителем математики, завучем, директором и психологом. Дети были разные. Одни сами хотели учиться, развиваться. Например, Анечка’ Григорьева. Старалась, училась, хотела жить, как она говорила, как люди. Получилось. Служит в полиции, довольна жизнью. Был Андрей Якубов. Мечтал быть ученым, математиком. Стал им. А еще был Игорь Нагимов. Хулиган, настоящий «трудный»!
Но, постепенно взрослея, видя человеческое отношение, видя, что жизнь шире и красивей, чем казалась раньше, изменился, закончил школу милиции, педагогический университет, сейчас, кажется, майор. Дети, учившиеся в нашей школе, в основном были из «трудных» семей, у многих отцы и матери отбывали сроки, очень нелегко было «вести» их. А еще их было трудно перестроить отношение к жизни тех, кто упрямо не хотел видеть перспектив, кто избалованно шел по пути «наименьшего сопротивления»: нужны деньги – отними, это проще, чем заработать. Захотел есть – украл. А судьбы их родственников были тем самым «примером», который не позволял доказать, что это неправильно. «Отец сидел, и я отсижу», – часто говорили такие подростки.
И все же даже таким иногда получалось доказать, что можно не терять годы за решеткой, а играть с собственными детьми, работать на интересной работе, путешествовать.
Прасковья Николаевна Филатова, учитель химии, старший воспитатель, социальный педагог, пенсионер:
– Мы не были просто учителями. Мы воспитывали. И на-много больше, чем в обычной школе. Оттуда дети шли домой, а в интернате они оставались от каникул до каникул. Важно было показать, что ты не в стороне от них, а с ними. И такой жизнью, какой живешь ты, могут жить и они. Наказаниями многого не добьешься, хотя и они иногда нужны. Пример нужен. И умение
показать, кем ребенок может стать, как он может жить.
Вместо послесловия
После посещения ИК №2 стало ясно, что в тюрьме не только «сидят». Там работают. Причем занимаются очень важным и благородным делом: возвращают в общество утраченных им ЛЮДЕЙ. Пусть это получается не всегда, но сотрудники делают все, чтобы их становилось больше. Для этого есть филиал вуза, церковь, производство, возможность осваивать рабочие специальности, возможность расширять свой кругозор и меняться. Хочется пожелать новых педагогических удач и новых свершений сотрудникам ульяновского УФСИН.
Сергей Андрюшин

В тему
Как-то во время нашумевших событий в Копейске нам посчастливилось пообщаться на эту тему с начальником ИК-2 Владимиром Дорониным. Всю беседу пересказывать смысла нет, но в рамках этой статьи его мнение о причинах того бунта заключенных интересно:
– Такие события, на мой взгляд, происходят там, где не соблюдается некий баланс, где люди не реализуют себя. Любому человеку нужно чем-то заниматься. И если ничего социально приемлемого в обозримом пространстве нет, то желание самореализовываться принимает уродливые и опасные формы. Это не только в тюрьме, это и в жизни так. Когда молодежи нечем заняться, они начинают пить и дебоширить. Потом, когда кончаются деньги, начинаются «темные делишки», за которые и попадают к нам.