Электронная демократия, которую губернатор назвал гражданским обществом XXI века, обернулось фикцией. Такой вывод можно сделать, внимательно изучив предварительные результаты интернет-голосования за кандидатов в Общественную палату региона.

Op

«Информационные технологии позволяют максимально сблизить власть и гражданское общество» – заявил не так давно Сергей Морозов на третьем федеральном конгрессе по электронной демократии. Не забыл губернатор в своей речи похвалиться и достижениями региона на ниве прямой электронной демократии — внедрением голосований, обсуждений, открытостью чиновников в социальных сетях и так далее. Достижения не остались незамеченными — губернатора наградили почетным знаком.

Вряд ли это случайность — вектор на исполнение в области федерального тренда по внедрению модных информационных технологий был заметен давно. Модная при президентстве Медведева риторика не сходила с уст региональных чиновников.

По-видимому, с целью показать Москве, что область не лыком шита, а вполне себе полна инноваций, интернетов и нанотехнологий, в этом году часть членов региональной Общественной палаты решили избирать с помощью всенародного интернет-голосования. Таким образом планировалось избрать 24 кандидата. Процедура, на первый взгляд, крайне демократическая, а значит, у каждого потенциального кандидата в члены Палаты есть все шансы быть реально избранным, а не назначенным.

Эта мысль меня воодушевила, и я решил попробовать стать членом Общественной палаты. Благо, демократическая на первый взгляд процедура позволяла надеяться на то, что реальный шанс для этого есть — проголосовать за меня желающих нашлось много. Но, увы, я по-видимому, ошибался — никакой реальной электронной демократии в области нет. Похоже, что модное интернет-голосование — это банальная фикция, прикрывающая простое административное распределение мест. Всё указывает на то, что список всех будущих членов общественной палаты был утвержден заранее, а игры с электронной демократией — это лишь повод для того, чтобы в очередной раз чиновники могли просалютовать о следовании актуальным тенденциям, заданным главой региона. Почему я так решил?

Голосование началось 15 мая и мы сразу начали активную деятельность — пригласили проголосовать всех знакомых, разместили информацию на центральном сайте партии «Зеленые», в которой я состою, оповестили всех сторонников в Ульяновске и т.д. В результате, достаточно быстро по голосам нам удалось вырваться в нашей группе «Охрана здоровья, популяризация здорового образа жизни, развитие физкультуры и спорта, экология и защита окружающей среды» вперед, опередив явно провластных кандидатов Валентину Караулову, Константина Долинина и т. д. Динамика голосования показывала, что мы на верном пути — большинство кандидатов по голосам мы опережали в несколько раз.

На прошедшей неделе началась магия. Всего за два дня почти все кандидаты из группы внезапно улучшили свои результаты. Причем многократно. В результате получилось, что все реальные претенденты на место в палате в нашей группе получили около 2000 голосов. Несложно подсчитать, что всего за сутки за кандидатов в группе должно было проголосовать не менее 6000 уникальных пользователей.

При этом сервисы по косвенной оценке посещаемости сайтов неизменно показывали, что посещаемость сайта Общественной палаты, где ведется голосование, не превышала 300 уникальных посетителей в день. Конечно, эти оценки косвенные, но они наводят на неприятные размышления. Разница в 10 раз между количеством голосов и оценкой посещаемости напрямую наводит на мысль, что никакого реального голосования, по крайней мере в нашей группе, не планировалось.

Электронную демократию попросту изображают, а все результаты «нужным людям» известны заранее — чужим для власти людям в Общественной палате не место.

Если это не так, то придется признать, что у некоторых кандидатов есть какие-то странные группы сторонников, целые скрытые батальоны голосующих, способные в кратчайшие сроки мобилизоваться и проголосовать. При этом батальоны весьма хорошо организованные — за одного из кандидатов «голосуют» с периодичностью раз в 10 минут. Причем круглые сутки. Батальоны голосующих сменяются на своем дежурстве?

Поверить в это крайне сложно, поэтому я практически уверен, что все эти игры в голосования и демократию — лишь простая имитация.

Особенно утвердили меня в этой мысли прошедшие выходные, когда к нам в офис стали массово поступать жалобы от наших сторонников, которые, несмотря на свое желание, не могли проголосовать за меня — система голосования не работала. Но как же тогда увеличивалось количество голосов у других кандидатов?

В общем, остается лишь жалеть, что игры с властью у нас в регионе могут вестись исключительно в одни ворота, а все разговоры о гражданском обществе, демократии и общественности всегда оказываются лишенным реального содержания. Ничего этого на деле нет, есть лишь желание власти окружить себя лояльной и приятной средой – своими общественными советами, своими общественными палатами, своими депутатами и т. д. Только так власть может обеспечить себе истинный комфорт, когда все поголовно «за», а критика исключается полностью. Очевидно, что именно так региональные власти и поняли федеральный закон «Об общественном контроле», где явно указано на то, что его субъектами могут быть лишь общественные палаты и советы, а не простые граждане. То есть, контролировать власть смогут лишь только те органы, которые, как показывает жизнь, ей самой и созданы. И наполнены лояльной публикой, от которой не приходится ждать не то, что контроля, но даже минимальной критики.

При этом есть и приятная для власти обратная сторона этой медали — абсолютно фиктивные выборы можно легко обернуть в модную риторику электронной демократии, заработав на этом дополнительные очки. Для этого всего лишь нужен сайт и администратор, который, приписывая нужным людям голоса, создает видимость реальной борьбы — неизменной спутницы реальной демократии.

Хоть какую-то надежду внушает лишь мысль о том, что тему общественного контроля так поняли лишь в Ульяновске. Я и мои сторонники подготовили письма в Общероссийский народный фронт и в Общественную палату Российской федерации, в которых мы требуем разобраться в неприятной ситуации, сложившейся в Ульяновской области с голосованием за кандидатов в региональную Общественную палату. Мы просим обратить пристальное внимание на парадоксальность сложившейся ситуации и губернатора.