Итоги исполнения областного бюджета за прошлый год на первый взгляд пугают не сильно. Да, вырос долг, но не катастрофично. Да, упали собственные доходы, но это было компенсировано федеральными деньгами. Да, выросли расходы, но значительная часть расходов — это повышение зарплат бюджетникам, деньги пошли в народ. Но если вглядеться в цифры внимательней, то несложно понять, что на лицо системный кризис регионального бюджета — реальных денег, которыми можно распоряжаться, в нем становится все меньше. В нынешнем году этот факт может стать системообразующим.
Расклад по доходам бюджета в Ульяновской области типичен для глубоко дотационного региона. По итогам прошлого года он таков: 2/3 доходов — налоги, 1/3 — федеральные деньги. Основной вклад в налоговые доходы дают налог на прибыль организаций, акцизы на алкоголь, НДФЛ и налог на имущество.
Итоги прошлого года явно показывают, что со сбором налогов у области начались проблемы — основные налоги собрать в ожидаемом объеме не удалось. Что же, регион в этом не уникален — подобные проблемы есть и у других субъектов РФ. Очевиден серьезный кризис.
Переживают его регионы по разному, но шанс на самостоятельное развитие сохраняют лишь те регионы, в бюджете которых доля федеральных субсидий и субвенций незначительна. Причина этого проста — практически все федеральные деньги, за небольшим исключением ассигнований на выравнивание бюджетной обеспеченности, целевые. То есть тратить их можно лишь на вполне конкретные вещи — выплаты сельхозпроизводителям, модернизацию здравоохранения и т.д. Свободные деньги, которые область может тратить по собственному усмотрению, – это, фактически, только те деньги, которые область зарабатывает с налогов самостоятельно.
Майские указы Путина, легшие бременем на региональные бюджеты, значительно уменьшили и эту «вольницу». Первоочередные статьи затрат заданы чрезвычайно жестко и не выполнить их нельзя.
В структуре расходов областного бюджета на 2014 год социальная политика, здравоохранение и образование занимают более 65%. Из этих 65% больше половины — это расходы напрямую связанные с реализацией майских указов Путина. В «живых» деньгах регламентированные расходы превышают 10 миллиардов рублей. Если мерить по бюджету прошлого года, то почти половину всех налоговых доходов. Которые еще предстоит собрать.
А с этим могут быть серьезные проблемы.
Более половины «налоговой части» бюджета обеспечиваются поступлениями от 10-15 крупнейших налогоплательщиков региона. На первых местах – «Волга-Днепр», «УАЗ» со своими сателлитами, «Авиастар» и водочники «Юпитер-Лоджистик», которые обеспечивают львиную часть поступлений в бюджет от акцизов.
Можно смело прогнозировать, что по крайней мере от двух крупнейших налогоплательщиков региона ожидаемого объема налоговых поступлений область не дождется. Речь идет о «Волга-Днепре», на котором рискует крайне негативно отразиться ситуация на Украине (интересно, что это один из немногих примеров, когда санкции Запада могут оказаться действенными), и «УАЗ», который решил бороться с кризисом глобальным переустройством, по недоразумению называемым «крупнейшим инвестиционным проектом». На деле речь, конечно же, идет о банальной распродаже площадей и серьезном сокращении реального производства. А это прямой убыток для бюджета — неизбежно снижение выплаты НДФЛ и падение сбора налога на прибыль и имущество.
Согласно данным статистики за первые 4 месяца года, не намного лучше ситуация и у других крупных налогоплательщиков — убытки у крупных предприятий растут катастрофически, также как и дебиторская задолженность. Налицо спад потребительской активности — даже водку и пиво стали покупать реже.
Надо отдать должное областным властям — они всячески стараются выправить ситуацию административными мерами. «Элеганту» нашли заработок по массовому пошиву школьной формы, внезапно ставшей обязательной, причем, как выяснила прокуратура, почему-то пошива строго одного производителя, «Авиастару» пытаются всеми силами выбить военные заказы, на площадки «УАЗа» (пока еще не бывшего) найти инвесторов и т.д. Но времени для того, чтобы эти меры, даже если они будут успешными, успели сыграть свою роль, крайне мало.
По этой причине можно смело предсказывать серьезное падение налоговых доходов в бюджете на 2014 год.
Конечно, даже если сборы налогов упадут раза в два, области никто не даст умереть с голода или не выполнить требования майских указов. Механизм уже предложен минфином — регионам, у которых доля коммерческих кредитов превышает 50% от размера доходной части бюджета, эти кредиты будут реструктуризовать. В список таких регионов Ульяновская область вполне может попасть уже по результатам исполнения бюджета 2014. Наверняка придумают и какие-либо новые субсидии и субвенции. В любом случае размер бюджета не уменьшится.
А вот его структура при таком раскладе станет совсем другой, сведя (с точки зрения Москвы) местную власть на уровень банальных исполнителей федеральной воли безо всяких реальных рычагов по регулированию ситуации.
Причина проста — у области попросту вообще не останется никаких денег, которыми она может распоряжаться самостоятельно.
Все налоговые доходы будут уходить на исполнение майских указов, а расходование бюджетных переводов и без того жестко регламентировано.
Очевидно, что при таком положении дел полностью исключается любое развитие. И речь не только о деньгах — даже в лучшие времена регион мог позволить себе инвестировать в будущее (в любом виде) лишь за счет заимствований. Дело еще и в том, что любые проекты «на завтра» при таком положении дел обречены на прохождение через федеральный уровень, то есть выходят из под воли местной власти. Тогда зачем она вообще нужна?
Такой вопрос вполне могут уже сейчас задавать себе в Москве. Зачем нужны лишние кнопки управления, если за ними не стоит никакой дополнительный функционал? Напомним в этой связи, что в классической Российской империи в функции наместников на местах вовсе не входило развитие территорий, а оценивались они лишь по справедливости распределения ренты и контроля за раздачей поместий наместникам более низкого порядка.