На 6м ульяновском кинофестивале «От всей души» самым важным, пожалуй, было то, что он шестой. Для регионального фестиваля в первые годы существования стабильность важнее качества, поэтому усилия организаторов в этом направлении оправданы. Важно, чтобы известные кинематографисты, актеры и режиссеры продолжали приезжать в Ульяновск и встречаться со зрителями, создавая эффект присутствия кино в провинции.
Причем такого кино, которое в силу его специфики «для семейного просмотра» вряд ли будет претендовать на коммерческий успех.
На этом фоне совершенно не важна формальная раздача слонов, то есть вызывающие традиционное уже недоумение решения жюри.
Райкин
На открытие фестиваля люди пришли, чтобы увидеть и услышать народного артиста РФ Константина Райкина. Моноспектакль-концерт «Самое любимое» в его исполнении стал проверкой ульяновского зрителя на интеллигентность. Потому что Райкин два с лишним часа читал свои любимые стихи: Заболоцкого, Самойлова, Рубцова, Мандельштама и Пушкина.
Те, кто ожидал, что Райкин будет дурачиться и развлекать публику плясками Труффальдино и пантомимой, ошиблись и вынуждены были терпеть или уходить. В итоге тысячный зал Мемцентра два часа занимался сложной духовной работой по восприятию поэзии – вещь по нынешним временам редкая, почти немыслимая. К чести ульяновцев, с этой работой они справились, разумеется, подпитываясь азартом, уникальным артистизмом и энергетикой исполнителя.
Единственный упрек, который хотелось адресовать артисту: разных поэтов из разных эпох он читает с одинаковым темпераментом. Такое же ощущение сложилось и у немецкой актрисы Евы-Марии Шнайдер-Ройтер, участницы фестиваля: она сказала, что воспринимала стихи как музыкальный поток, и ей показалось, что Райкин читал одного поэта, а не пятерых. В ходе вечера артист делал лирические отступления, в частности, заявил, что культура – это душа нации, поэтому объявлять в стране Год культуры – такая же нелепость, как провозглашать год честности или год порядочности. Идея Года культуры была высказана двумя годами ранее здесь же, в зале Мемцентра, спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко. Этим двоим при случае будет о чем поговорить.
Ева Мария
Возможно, вы будете удивлены, но в Германии искусство кино изучают в общеобразовательной школе как часть курса медиапедагогики (кстати, предмет «Культура визуального восприятия» изучают и в школах Франции). Ева-Мария Шнайдер-Ройтер занимается кинопедагогикой, то есть рассказывает детям и взрослым, как делается кино, из чего оно состоит, как его воспринимать. Кино – такой же хороший повод поговорить о жизни, как и литература, и во многом более доступный, потому что чтение книг требует больше времени.
После просмотра фильма «Правда и долг» Ева-Мария устроила юным зрителям сеанс кинопедагогики, и это было не менее интересно, чем сама картина. О чем фильм? Как авторы выстраивают историю, какими средствами она рассказана? Где в начале фильма заявлен основной мотив?
Почему важен тот или иной символ?
Где в фильме происходит перелом, как это показано? Какими техническими приемами режиссеры добиваются эмоциональной вовлеченности зрителя, сострадания главной героине? (Ответ – крупный план и синхронное движение камеры и героини).
Знание таких вещей помогает понимать фильм, расшифровывать его язык и визуальные символы, а в итоге – лучше узнавать себя в окружающем мире.
В личной беседе Ева-Мария поделилась одним наблюдением, которое мы, живущие в России, должны расценить для себя как тревожное.
Она заметила, что бабушки на рынке, не знающие языков, гораздо более открыты для общения с иностранцем, чем молодые люди со знанием английского и немецкого. Молодежь, несмотря на знание языков, скована в общении, проявляет настороженность, а интереса к человеку со стороны, наоборот, не проявляет. Даже пятилетние детсадовцы, для которых спонтанное поведение в их возрасте естественно, ждут от взрослых инструкций для конкретного действия.
Можно предположить, что с 1996 года (год избрания постинфарктного Ельцина) выросло поколение, которое никогда не жило в свободной стране. Подозрительность тинейджеров – результат массированной антизападной пропаганды последнего времени. Парадокс, но бабушки родом из СССР сегодня внутренне свободнее, чем российская молодежь времен интернета. Фестиваль здесь, конечно, ни при чем, хотя церемония его закрытия стала образцом кисельного патриотизма.
Лицом к закату
Именно так рассадили людей, которые пришли на площадь Ленина на закрытие фестиваля, и пока солнце не зашло за здание правительства, оно било прямо в глаза. В обещанном тысячеголосом детском хоре, который сопровождал церемонию, было явно меньше тысячи голосов, но даже если и так, то смысла в этом мало: звук все равно шел из колонок, которые нивелировали акустический эффект многоголосья, и тысячный хор звучал в лучшем случае как стоголосый. Сначала всех собравшихся подняли для государственного гимна (зачем на кинофестивалето?), потом хор исполнил «Широка страна моя родная» – песню, написанную в глухие годы сталинских репрессий. «Мир, мир, мир» – пел сводный хор в то время, когда Россия находится в состоянии как минимум холодной и информационной войны с соседним братским народом. Гимн, сводный хор, советский репертуар весь этот напускной патриотизм выглядел неуместным на кинофестивале с названием «От всей души», предполагающем искренность.
Награды
В фазе награждения вновь не просматривалось искренности и «всей души»: нарочитые номинации («За укрепление кинематографических связей между братскими славянскими народами»), странные соседства (приз от Ульяновского землячества за лучший саундтрек), приз зрительских симпатий – не фильму, как это принято, а артистке Ларисе Голубкиной, причем на за роль даже, а просто так – в конкурсных картинах она не была занята и сама призналась: «Меня приметили из далека моей «Гусарской баллады»… «За лучший дебют» почему-то наградили режиссера Марину Сулейманову (фильм «Узник старой усадьбы»), хотя ее фильмография насчитывала до этого 12 работ, а первый полнометражный фильм она сняла в 2008 году. Если бы не удачная роль Сергея Шнурова, картину эту можно было бы назвать слабой, но ее обласкали еще и призом «За лучшую женскую роль». Он достался хорошей певице и ничем не выдающейся пока актрисе Екатерине Лещевой, скажем, Катарина Шюттлер из «Правды и долга» была на десять голов выше.
Но Шюттлер в Ульяновске не было, а Лещева была.
«Правда и долг» молодых немецких режиссеров Арни Нолтинга и Жана Мартина Шарфа – лучшее, что я видел на этом фестивале. Фильм основан на реальных событиях. Он о девчонке, которая не смогла перейти в последний класс гимназии, но соврала родителям, что ее перевели.
Однажды солгав, она уже не может остановиться и врет дальше, вовлекая в орбиту своей лжи других людей. Самое сильное кино, как правило, не укладывается в рамки «семейного», например, из-за необходимой эротической сцены. Творец сам устанавливает для себя рамки, а «семейное» – слишком сильное ограничение, потому что во многом искусственное. Не поэтому ли сильнейшая картина «Правда и долг» вообще никак не была отмечена?
Нельзя было не выделить умный и тонкий фильм «Мамарош» сербского режиссера Момчило Мрдаковича, последователя «белградской школы», для которой характерно ироничное отношение к трагической действительности. Лента могла претендовать на звание лучшей, но показанные в ней события (американская бомбардировка Белграда и бегство от войны, причем в Америку) напомнили то, что происходит сегодня на востоке Украины. В итоге лента получила лишь приз главы Ульяновска «За лучший сценарий». Лучшим полнометражным фильмом признана «Тайна темной комнаты» (режиссер Ольга Беляева), Гран-при «Честь и достоинство» отдали режиссеру Алле Суриковой Приз за лучший неигровой фильм дали картине «Добро пожаловать в рай». Это грамотно сделанный, но все же рекламно-имиджевый фильм, снятый по заказу «Волги-Днепра».
Это означает, что либо линейка документального кино на сей раз оказалась слабой, либо захотелось во что бы то ни стало поощрить «своих» – не людей даже, а самолеты «Руслан», которые преобразили жизнь в далекой Папуа-Новой Гвинее.
Политкорректность и целесообразность взамен творческого критерия оценки – застарелый порок в работе фестивального жюри. В его решениях отчетливо просматривается шаблон: приз получит тот, кто остался на закрытие фестиваля и сможет лично его принять. Такая своеобразная поддержка престижа мероприятия оборачивается негативом: призы не получают те, кто их более достоин, только потому, что уехали раньше или вообще не смогли быть в Ульяновске. При этом призеры выходили на сцену и, как заведенные, говорили, что они «не ожидали столь высокой оценки». Верилось с трудом.—
Разговоры
Желающим на этот раз было еще труднее проследить за конкурсом – не только из-за одновременных показов, но и потому, что некоторые конкурсные ленты демонстрировались только в районных дворцах культуры. Зато оказалась богатой «разговорная» программа. Состоялось несколько интересных «круглых столов», например, с участием режиссера Вадима Абдрашитова о проблемах детского кино. В частности, Абдрашитов считает, что разговор о кино для детей вырван из контекста. «А есть ли литература для детей? Театр и музыка для детей? – вопрошал он.
– Детям навязывают идеологию накопительства и случайного успеха. В отсутствие гражданского самосознания с нами делают что угодно: внедряют ЕГЭ и единый учебник, сокращают часы литературы…».
Насыщенным был и состоявшийся Второй всероссийский форум «РегионКино», посвященный проблемам региональных кинопроизводителей.
Из-за масштабов страны у кино в регионах есть особенности, но в целом действует закон: «Нет кино регионального, есть кино хорошее и плохое». Любопытно было понаблюдать за так называемым питчингом аукционом идей, на котором режиссеры и продюсеры представляли экспертам свои проекты в надежде получить под них финансирование.
Ульяновский режиссер Борис Куломзин хочет снять «Новые приключения итальянцев в России» и пригласить для этого звездную пару – Максима Матвеева и Елизавету Боярскую; он запросил на своей проект скромные 2 млн долларов. А вот его ульяновский коллега Юрий Химин готов уложиться в 400 тысяч рублей. Будет ли «От всей души» номер семь или он повернулся лицом к закату – узнаем через год.
Итак, плюсы 6-го фестиваля: стабильный зрительский интерес, интеллектуальная дискуссия о судьбах отечественного кино, знаковые гости.
Ждем продолжения через год.
Сергей ГОГИН