Любовь, ненависть, чувственность, граничащую с распутством, – все это выплескивает на зрителя выставка, недавно открывшаяся в Ульяновском областном художественном музее.
Экспозиция состоит из 93 листов графики самых знаменитых, увенчанных скандальной славой, художников XX века Сальвадора Дали и Пабло Пикассо.
Малоизвестные российской публике работы двух испанцев привезла в Ульяновск компания «АРТГИТ». Свидетельства подлинности произведений представил Виктор Гитин, генеральный продюсер компании. Он же рассказал о том, что эта графика Дали и Пикассо собиралась в частных коллекциях Франции и США. Экспозиция путешествует преимущественно по музеям российской провинции, поскольку, как справедливо заметил Гитин, столицы и без того перенасыщены культурными событиями. По его словам, существующая три года компания «АРТГИТ» успешно занимается выставочной деятельностью в России и за рубежом. Она возила по миру сокровища «Алмазного фонда», сейчас в ее «арсенале» пять путешествующих выставок. Готовится еще одна – с произведениями сюрреалиста Андре Массона.
Выставка «Рапсодия страсти» объединяет серии иллюстраций к пьесам Маркиза де Сада и мемуарам Джакомо Казановы Сальвадора Дали и серии «Калифорнийский альбом»,«Пикассо и человеческая комедия» и иллюстрации к пьесе «Великолепный рогоносец» Фернана Кроммелинка Пабло Пикассо. В этих работах стремление художников эпатировать публику «запретными» темами переплетается с исследовательским азартом, заставляющим их препарировать человеческие тела и души. Обнаженные блудники и блудницы, циркачи и актеры – главные герои художников. Они одержимы по большей части страстями низменными, они грешны, но «кто не грешен, пусть кинет камень…».
Интересно проследить переплетение творчества художников с их личной жизнью. Например, серия работ «Пикассо и человеческая комедия» появилась после того, как от 72-летнего Пикассо уехала жена, забравшая с собой их детей. А его «Калифорнийский альбом» посвящен последней и самой сильной любви художника к Жаклин Рок, которую он не уставал запечатлевать.
Выставка графики двух великих мастеров, безусловно, захватывает своей яркой эмоциональностью, умением художников выразить многое одним «росчерком пера», мастерством владения различными техниками. Однако на открытии «Рапсодии страсти» не обошлось без «ложки дегтя в бочке меда». Ее «подлил» один из ульяновских художников, сам много лет занимавшийся графикой, который выразил сомнения по поводу действительной подлинности работ. Произведения так плотно запаяны в пластик, что следы оттисков разглядеть на них практически невозможно. Впрочем, выставке «великих скандалистов» XX века, ниспровергателей основ классического искусства это только добавляет интриги.
Ирина Морозова