Лирический герой песни Булата Окуджавы, строка из которой вынесена в заголовок статьи, спешит в полночный «синий троллейбус», когда ему «невмочь пересилить беду» и «подступает отчаянье». Многие жители Заволжского района, вероятно, пользуются этим электротранспортом не только в таких экстремальных обстоятельствах: для них троллейбус – необходимая часть повседневности. Достаточно сказать, что в год данный вид транспорта обслуживает около 12 миллионов ульяновцев.
Понятно, что управление троллейбусами требует большого мастерства, которое нужно периодически проверять и повышать. Именно этими целями руководствовались организаторы конкурса водителей троллейбусов, состоявшегося в конце прошлой недели в Заволжье.
– Условия наших соревнований полностью соответствуют тем, которые будут на всероссийском аналогичном конкурсе. Водители показывают как владение теорией – к примеру, знание технического устройства троллейбуса, ПДД, правильной подготовки к маршруту, культуры обслуживания пассажиров, – так и практические навыки вождения. Им предстоит преодолеть имитацию «канавы», правильно остановиться, заехать в бокс, проехать «коридор» и «змейку», – комментирует замдиректора МУП «Ульяновскэлетротранс» Виктор Трепалин.
По его словам, победитель городского этапа поедет уже на всероссийский конкурс, который в этом году должен пройти в Крыму.
Воспользовавшись небольшой паузой между теоретическим и практическим этапами соревнований,наш корреспондент успел пообщаться с двумя конкурсантами. Как затем выяснилось, нам повезло, так как одного из наших собеседников буквально через несколько часов чествовали в качестве серебряного призера упомянутого конкурса.
– Я работаю водителем троллейбуса 3,5 года, в подобном конкурсе еще ни разу не участвовал, – рассказывает Николай Терентьев. – Раньше был таксистом, но потом так сложилось, что пришлось искать работу. Вообще, интересовался троллейбусами с детства: помню, был маленьким и все пытался заглянуть к водителю, чтобы посмотреть, как же это у него там все получается!
По словам Николая, вождение троллейбуса существенно отличается от управления автомобилем: электротранспорт требует постоянного внимания не только к «дороге внизу», но и к «пути наверху» – нужно следить еще и за контактными линиями.
Терентьев поделился с нами таким забавным случаем из своего водительского опыта.
– Однажды на остановке «Кинотеатр «Аврора» какая-то бабуля стала затаскивать в троллейбус козу. Даже предлагала оплатить за нее – как за отдельного пассажира. Я, конечно, ее уговорил идти пешком – тем более что ей всего-то надо было проехать одну остановку!
Другая наша собеседница – Елена Тришина – более опытная водитель.
– Вожу уже 7 лет, вот решила попытать счастье в конкурсе. Вопросы на теории были разнообразные, не только по техническому обслуживанию. Например, меня спрашивали, не мешает ли посменная работа моей личной жизни. Ответила, что нет, поскольку я работаю в первую смену. Меня это очень устраивает, так как остается время на ребенка!
По образованию Елена – повар-кондитер, однако считает, что ее призвание – это троллейбус. До того как прийти в Заволжское троллейбусное депо, она некоторое время работала водителем троллейбуса в столице.
– Там приключилась такая история: в мой троллейбус попала молния, провода сомкнулись и загорелись. Слава богу, никто не пострадал – сильный дождь быстро все затушил!
П осле короткого перерыва водители приступили к самому важному этапу – демонстрации своих практических навыков. Некоторые из соревнующихся проходили препятствия достаточно уверенно, другие немного торопились и задевали контрольные стойки.
– Трассу прошла, конечно, не так, как хотелось, есть ошибки!
– огорченно говорит одна из конкурсанток Наргиз Небугина.
– На маршруте не волнуюсь, а здесь какой-то страх. Что ж, буду совершенствоваться!
Стоит отметить, что водители, занявшие первые три места, получат более высокую «классность» (всего классов вождения три, первый – самый высокий). От класса зависит величиназарплаты, так что материальный стимул для участия в этом конкурсе – весьма неплохой.
– Остальные участники соревнований также не останутся без ценных подарков и памятных призов, – заверил нас замдиректора Трепалин.
Итоги этого зрелищного конкурса таковы: 1 место завоевал Алексей Михайлов, «серебро» – у Николая Терентьева, 3 место – Светлана Захарова.
Победители отдельных номинаций: всех сильней в теории оказалась Ирина Исаева, лучший знаток ПДД – Алексей Михайлов, лучше всех готовит троллейбус к маршруту Николай Терентьев, «мастер вождения» – Римма Богданова, в номинации «Культура обслуживания» чемпионом признана Нурзия Небогина.
Наконец, абсолютным лидером по набранным очкам по всем этапам соревнований и в общем зачете стал Иван Карпушев, который и представит Ульяновск на всероссийском конкурсе профмастерства водителей троллейбусов в Севастополе.
Видеорепортаж с кон курса смотрите в нашем блоге: http://ul-seg.livejournal.com.
Евгений Нувитов