Виктория Чернышева
Ульяновские рестораторы подсчитывают убытки от введения антитабачного закона.
Запрет на курение в кафе и ресторанах может ударить по питейному бизнесу: такую позицию высказала Ассоциация рестораторов Ульяновской области. По мнению игроков рынка, больше всего пострадать от нововведения могут заведения, предлагающие мясную “мужскую” кухню, а также клубы.

Вопросы введения запрета на курение ульяновские рестораторы обсудили недавно на круглом столе с приглашением представителей контролирующих структур. Ульяновцы считают, что вхождение в антитабачную кампанию должно быть постепенным: слишком много вопросов сегодня остается нерешенными, либо не имеют точных ответов.

– Пока мы ждем результатов работы Федерации рестораторов и отельеров России, в которую входим с прошлого года. На местном уровне задаем вопросы комитетам и ведомствам. Разночтения есть: например, до сих пор не определены требования к знакам о запрете курения, но зато определены суммы штрафов, – говорит руководитель Ассоциация рестораторов Ульяновской области Марина Никитина.

По ее словам, в любых ограничениях есть плюсы и минусы. О положительной стороне запрета на курения в последнее время говорят много: это и защита интерьера от воздействия табачного дыма, и комфорт для некурящих гостей. Но минусы естественно будут, пока значительная часть ульяновцев курит: бросить вредную привычку единомоментно они попросту не смогут. Многие посетители ульяновских заведений отметили, что им стало “легче дышаться” – даже при наличии залов для курящих, запах обычно чувствовался и в прилегающих помещениях. Однако сами рестораторы отмечают, что запрет ожидаемо отрицательно сказался на их работе.

– У нас есть определенный контингент людей, которые приходили к нам в обеденное время, чтобы провести переговоры – на чашечку кофе и сигару. Таких посетителей не так много, но мы их потеряли – если брать общее количество гостей, то это минус 5 – 10 процентов. Для нас это ощутимо, – говорит управляющая сети популярных в Ульяновске ресторанов Татьяна Кругляк. – Одно из наших заведений – чешская пивница, которую в основном посещали мужчины старше 25 лет. Для них были специальные зоны для курения. Мы законопослушны, зоны эти убрали. Открытых конфликтов это не вызвало, те, кто курит, теперь вынуждены выходить на улицу. Но это ударило по среднему чеку: раньше он варьировался от 980 до 1100 рублей, теперь же сумма уменьшилась на 50-60 рублей. Что, разумеется, отразилось на выручке.

По словам Татьяны, ей известен опыт зарубежных коллег, которые после введения подобных запретов даже были вынуждены закрыться. В Ульяновске до такого пока не дошло, однако прогнозировать, что будет дальше, рестораторы пока не берутся.

– Моя позиция – не нужно рубить резко с плеча. Можно было бы оставить курящим летние веранды, которые есть у многих заведений, – считает Татьяна Кругляк.

С ней согласна и Марина Никитина.

– Так как антитабачный закон начали реализовать в лето, это могло бы дать возможность плавно ввести запрет. Но в части летников до сих пор есть разночтения. Роспотребнадзор устно сообщает о запрете курения в летних кафе; мы же считаем этот запрет незаконным, – пояснила позицию руководитель Ассоциации.

Ульяновцы считают, что, помимо разрешения курить в летниках, рестораторам нужно предоставить возможность выбора: разделить заведения на курящие и не курящие, предоставить возможность оборудования курительных комнат. Согласно опросу, который провел Аналитический центр Юрия Левады (исследование проводилось в 48 городах, в число которых вошел и Ульяновск), большинство рестораторов полагают, что курение в заведениях общественного питания должно быть разрешено. При этом, 69 процентов поддержали идею курения в специально отведенных помещениях, а 26 процентов посчитали, что ограничений и вовсе быть не должно. Полный антитабачный запрет поддержали лишь пять процентов опрошенных.

Если бы перед респондентами встал вопрос о выборе статуса для их ресторана, 79 процентов предпочли бы сделать свое заведение курящим, и лишь 21 процент – некурящим. Рестораторы подчеркивают, что запрет на курение подтолкнет владельцев заведений на поиск “лазеек”. Особенно остро этот вопрос встанет перед объектами, где есть кальян: их доход от его продажи, как правило, достигает трети от общей выручки. На круглом столе с участием рестораторов озвучили опыт московских заведений, которые начали использовать “фруктовые ингаляторы” – паровые кальяны без табака, а также “курительные” камни, которые также не содержат никотина. Чтобы доказать, что они вредны, нужно проводить дорогостоящую экспертизу.

К слову, увеличения числа посетителей, как результата антитабачной кампании, ожидал лишь один респондент. 82 процента опрошенных посчитали, что гостей у них станет меньше.

Справка “РГ”
За нарушение закона о запрете курения сотруднику заведения, который разрешил посетителю курить, грозит штраф до трех тысяч рублей; само юридическое лицо могут оштрафовать на сумму до 100 тысяч рублей. Гражданам удовольствие затянуться сигаретой в неположенном месте стоит до полутора тысяч рублей. Штраф могут выписать только правоохранители – если их, предположим, вызовет некурящий посетитель заведения.