В конце июня исполнится 70 лет игуменье единственного в Ульяновской области действующего женского монастыря, расположенного в селе Комаровка. Судьба матушки Магдалины (в миру – Марины Митропольской) неразрывно связана с монастырем Михаила Архангела вот уже 20 лет. Во многом благодаря именно ее усилиям на месте когда-то полуразрушенной церкви возник целый монастырский «городок»: три храма, две благоустроенные гостиницы для паломниц, различные хозяйственные и жилые постройки.
Мы встретились с матушкой накануне ее юбилея, чтобы вместе с ней вспомнить о пережитом – ее «дороге к храму».
Мудрее нас
– Родилась я в Ульяновске. Дед мой – Михаил Михайлович Митропольский – жил в Москве и был военным врачом на русско-японской войне. В смутное время решил обосноваться в Симбирске, переждать революцию вместе с семьей, – рассказывает игуменья. Мы с ней беседуем на подворье монастыря, которое располагается на Карла Маркса, 4.
Будущая настоятельница росла в тяжелые послевоенные годы без отца.
– Жили мы вчетвером – вместе с матерью, теткой, двоюродным братом. Я училась до восьмого класса в 4-й школе, училась в основном, на «тройки», так как особого интереса к учебе не испытывала, – улыбаясь, признается наша собеседница. – Зато увлекалась спортом – многоборьем, баскетболом и волейболом. Часто выступала за школу на соревнованиях по многим видам спорта.
Мать нашей рассказчицы, Елена Михайловна, состояла в партии, но была глубоко верующим человеком.
– Она во время войны работала в госпитале. Но всегда просила меня хотя бы раз в год посещать церковь. Одно из самых ярких моих детских впечатлений – это как мы с ней ездили в Москву, чтобы я там могла причаститься. Мама водила меня по столичным музеям и храмам – уже тогда мне запала в душу архитектурная красота старинных зданий, – говорит матушка Магдалина.
Со слезами она вспоминает, как расстраивалась мать, которая не могла спокойно смотреть на дочь, увлеченную общественными комсомольскими мероприятиями, «гонками» на велосипеде – чем угодно, но не духовной жизнью.
– Это я уже потом, будучи взрослой, поняла, насколько родители мудрее нас…
Ушла в архитектуру
Внимание маленькой Марины к архитектуре оказалось совсем не случайным: после школы она поступила сначала в строительный техникум, а затем в ульяновский политех на строительный факультет.
– Вот тут-то я «нашла себя» и училась совсем иначе, чем в школе. После техникума решила поступить сначала в Московский архитектурный институт, но на последнем курсе техникума вышла замуж за ульяновца и пришлось вернуться домой. Затем последовал семилетний перерыв в учебе: у нас родилось трое детей, так что не до учебы было, – продолжает рассказывать настоятельница.
Поступив в аспирантуру в Саратове, будущая матушка наконец-то выбрала себе направление по душе – она стала заниматься реставрацией архитектурных памятников.
– Чтобы набрать материал для диссертации, я ездила по различным районам Ульяновской области и фиксировала культурные памятники: разрушенные церкви и здания.
С госслужбы – в монастырь
Как показалось в свое время нашей рассказчице, в самом конце 80-х годов судьба ее сделала достаточно резкий поворот: ее пригласили на работу в областную администрацию – начальником отдела реставрации памятников. Однако настоящий жизненный «перелом» последовал чуть позже.
– Я как раз тогда готовила нашу совместную с Борисом Аржанцевым книгу по архитектурным памятникам Ульяновска. В то время моя младшая дочь Света поступила в Московский текстильный институт на художника-модельера. И вот мне как-то звонят и сообщают, что дочка уже вторую неделю не посещает институт. В растерянности я связалась с подругой, живущей в Москве, и узнала, что Света уехала в женский монастырь в Новоголутвино. Представляете мой ужас? Молодая девушка – и в монастырь! Я, конечно, – ноги в руки и поехала «вызволять» свое чадо, – улыбается своим воспоминаниям будущая настоятельница.
Приехав в подмосковный монастырь, будущая матушка познакомилась со здешней игуменьей Ксенией.
– Беседа с ней меня очень заинтересовала. Вообще, «дух» монастыря меня поразил: ведь советские времена еще никуда не ушли, а тут – монахини, среди которых – множество молодых. Но, конечно, главной своей цели я тогда добилась: уговорила и Свету, и игуменью подождать с монастырской жизнью до окончания института. Могла ли я поверить тогда, что сама стану инокиней?
Шаг за шагом
Все началось с того, что гостившая дома на летних каникулах дочь попросила мать сопроводить ее до Москвы.
– Я как раз ушла в отпуск и, честно говоря, ехать с ней не хотела. Достать билеты до Москвы в начале 90-х было большой проблемой. Каким-то чудом мне удалось это сделать: люди выстаивали огромные очереди, а я подошла буквально к пустой кассе и спросила билеты, ни на что не надеясь. И вот, пожалуйста: в наличии как раз два билета на послезавтра.
Добравшись до монастыря, наша собеседница два дня ждала встречи с игуменьей Ксенией и уже, было, собралась уезжать, как настоятельница неожиданно пригласила ее и предложила поступить на работу в их монастырь.
– Это действительно было для меня сюрпризом: с чего это вдруг я уйду с места начальника отдела в Ульяновске на работу в подмосковный монастырь? Однако решила-таки попробовать. Тут очень пригодились мои навыки в общении со столичными чиновниками, поскольку речь шла как раз об оформлении монастырских земель. В течение года я занималась всеми этими бюрократическими формальностями. Конечно, одновременно общалась с монахинями, духовником, приглядывалась к монастырской жизни. Видимо, Бог знал, что я смогу прийти к Нему только так – постепенно, шаг за шагом. Спустя еще некоторое время я приняла постриг.
Возвращение в Ульяновск
В подмосковном монастыре наша рассказчица пробыла 5 лет. Матушка называет этот период лучшими годами своей учебы.
– Сестры там были очень эрудированными, нам читали лекции священники с академическим образованием, – отмечает игуменья.
Случилось так, что мать нашей собеседницы, находящаяся в Ульяновске, серьезно заболела. Вместе с дочерью Светой инокиня Марина решила ненадолго приехать в родной город, чтобы проведать свою маму.
– В Ульяновске я встретилась с владыкой Проклом, и он предложил мне стать настоятельницей создаваемого в Комаровке монастыря. Я отказалась, так как уже не представляла своей жизни без Новоголутвино. Однако владыка обратился к патриарху Алексию II, и тот благословил меня остаться в Ульяновске. Так нечаянно-негаданно и началась моя «Комаровская» жизнь.
Чудеса
История создания монашеской «обители» в Комаровке, возникшей буквально из ниоткуда (в селе никогда не было монастыря), требует отдельной статьи. Здесь мы упомянем только несколько любопытных случаев, которыми с нами поделилась настоятельница.
– Всякий раз, когда мы очень нуждались в чем-то во время строительства обители, – Бог помогал нам. Конечно, я сталкивалась с неудачами, но все в итоге выходило к лучшему. К примеру, однажды очень нужны были деньги, чтобы расплатиться с рабочими. Пошла просить к местным бизнесменам. Фамилии называть не буду. Просила совсем немного, но все равно отказали. А когда уже отчаялась, банкир из Санкт-Петербурга пожертвовал столь крупную сумму, что мы в очень короткие сроки смогли завершить строительство малого храма и второй гостиницы для паломников, – говорит матушка.
Настоящие чудеса случались и в повседневной жизни сестер. К примеру, одна из монахинь хотела уехать из монастыря, чтобы ухаживать за находящейся при смерти матерью. Игумения Магдалина посоветовала ей сделать наоборот и привести больную в монастырь.
– Врачи все равно уже от нее отказались и выписали умирать. Мы ее исповедовали, причастили, и я попросила у владыки разрешения постричь ее в иночество. После этого она пошла на поправку и прожила в нашем монастыре еще 5 лет!
Само основание Комаровской обители также связано с чудом – видением Архангела Михаила владыке Проклу. Подробнее об этом читайте в одном из следующих выпусков «УС».
Евгений Нувитов
Наша справка
Игуменья Магдалина родилась в 1944 году. С 1995 года – настоятельница женского монастыря Михаила Архангела в селе Комаровка. Матушка ведет большую просветительскую и общественную и благотворительную работу: она является одним из организаторов Симбирского Центра православной культуры, входит в состав правления Союза православных женщин, выпускает печатное издание, посвященное духовно-нравственному воспитанию «Наш семейный журнал», посещает дома престарелых, школы.