На наш опубликованный в одном из прошлых номеров призыв к юристам откликнуться на тему капремонта жилых многоквартирных домов первым отозвался упомянутый в той статье ветеран прокурорской службы Владимир Земсков. Полгода назад он был избран главой городского общественного совета собственников ЖКХ и в курсе не только этой проблемы, но и всех прочих в жилищной сфере.

Основным изъяном нынешней системы ЖКХ он считает то обстоятельство, что многоквартирные дома оказались брошенными, то есть бесхозными. По рекомендации Министерства регионального развития России от 2006 года они были сняты с баланса городов: Министерство пришло к выводу, что их нахождение на таком балансе неправомерно, поскольку общедомовое имущество в них приватизировано собственниками квартир. Но приватизация «общедомовых пространств», как это было названо однажды президентом Владимиром Путиным, только продекларирована, говорит Владимир Земсков, никаких юридических процедур по передаче их жильцам не проводилось, и фактически они сейчас ничьи.

Этот их статус повлек за собой массу негативных последствий, первое из которых неуправляемость.

Возложение управления домами на жильцов бессмысленно. Большинство, причем совершенно абсолютное, ничего в этом не понимает и осознанно участвовать в управлении не может. Управляющую компанию жильцы должны выбирать на общем собрании. Земсков рассказал «СК» о попытке созвать такое собрание в их доме по улице Гагарина. Организатором собрания он попросил стать профильные ведомства из органов власти, которые вместе с ним приложили к тому массу усилий.

О собрании всех известили письменно. Его проведение наметили в зале, а не на улице, как это обычно бывает. Сам он разъяснял соседям важность повестки дня. Но кворума все равно не было, хотя дом сравнительно небольшой – 120 квартир. Никаких решений из-за отсутствия кворума принять не удалось, и он не винит жильцов. Во-первых, потому, что они не ощущают себя собственниками подвалов и чердаков. Во-вторых, не являются специалистами и не знают, какое голосование будет правильным. О домах же, от которых управляющие компании отказались, говорить без слез вообще не получится – в них просто разруха.

Управленческий коллапс, тем не менее, это еще полбеды, говорит Владимир Земсков. Куда хуже то, что из-за фактически бесхозного статуса жилых домов разрушена система безопасности как самих домов, так и тех, кто в них проживает. При этом технические регламенты в сфере безопасности подразумевают, что функции это государственные. В частности, Ростехнадзора. Но как государство может подобные функции выполнять, если подконтрольный объект не числится ни на чьем балансе? Есть и правительственные постановления об антитеррористической защищенности домов, в которых речь идет, в числе прочего, о состоянии крыш, чердаков, подвалов и подъездов. Жильцы не могут ни выполнять, ни контролировать ни первую, ни вторую функции, так как для этого нужны специальные, чаще всего инженерные, знания и опыт. Владимир Земсков вспомнил недавний опять же пример, когда оказался очевидцем пожара в 12-этажном доме.

Приехали специальные службы, пытаются запустить противопожарное домовое оборудование, но оно не работает. А дом-то новый, не развалюха какая-нибудь, только что построен.

Первой и главной задачей наш эксперт считает установление хозяина «общедомовых пространств». В советское время это был город. И даже принятый в 1991 году, при Чубайсе, закон о приватизации жилья тот порядок сохранил. Почему его порушили в действующем Жилищном кодексе, непонятно и необъяснимо. Ведь брошенным оказалось не только то, что как бы принадлежит собственникам, но и муниципальное имущество в виде неприватизированных квартир. В советском опыте не все было плохо, и дома следует вернуть на баланс органов власти, говорит Владимир Земсков. Лучше не муниципальных, а государственных. Хозяин будет выбирать управляющую компанию и контролировать ее работу. А жильцы так же будут платить за содержание общедомового имущества, но не как собственники, которыми они не являются, а как–пользователи. Вносить плату за пользование.

Куда проще при такой системе организовать и капитальный ремонт.

Сейчас, например, Москва склонна признать одним из способов финансирования ремонта кредит, но кто его может взять при отсутствии реального хозяина дома (точнее, общедомового имущества)? Когда хозяином является некто по имени хаос, кредит ни один банк не даст.

Владимир Земсков сообщил, что подготовил и направил губернатору Сергею Морозову, выступившему с совершенно правильной идеей возврата государства в ЖКХ, письменные предложения, в которых призвал главу региона инициировать соответствующие изменения в федеральное законодательство. Такие полномочия у области есть, и есть механизм их реализации. Ситуация, когда жилой фонд сброшен на плечи пожилых, в основном женщин, которые работают старшими по домам, абсурдна, уверен собеседник «СК».

Василий Мельник