В конце мая мы сделали большое дело – доехали-таки туда. Это западный край Ульяновской области, а доехали из Мордовии, т.к. именно оттуда нормальная дорога подходит макксимально близко. Она заканчивается вместе с Мордовией, и начинаются ульяновские ухабы с остатками асфальта.

Село – отдельно, храм – отдельно. Рядом с ним прежде была усадьба Анненковых, ныне от нее не осталось и следа. Но в этой усадьбе прошел еще досвадебный медовый месяц декабриста Ивана Анненкова и его возлюбленной Полины Гёбль, которые потом вместе прошли тяжелые сибирские годы. Храма, впрочем, тогда не было. Его построила мать Ивана, Анна Ивановна, во искупление грехов сына. Троицкая церковь, возведенная в 1827-1832 гг., не потерялась бы и в губернском городе, и в столичном. Проект приписывается Михаилу Петровичу Коринфскому – крупнейшему мастеру классицизма в Поволжье, автору Воскресенского собора в Арзамасе и снесенного Троицкого собора в Симбирске.
Это колосс сейчас стремительно ветшает, осыпается лепная отделка, рушатся купола и колонны в интерьере. Чтобы спасти такой большой и непростой по архитектуре памятник, нужны колоссальные средства, а до села нет даже нормальной дороги.
Вообще, в Пятино мало кто бывал – слишком неудобно расположено. Мы всё боялсь не успеть – пока соберешься, глядишь, совсем развалится. И поездка в Мордовию была придумана в первую очередь для того чтобы увидеть стоящий как на подносе пятиглавый собор. Пятинский пейзаж – один из самых завораживающих пейзажей Росии, в которых участвует архитектура.


Автобус мы оставили на главной улице (она же убитая дорога на Инзу) и дальше пошли пешком. Храм отделяет от села речка Аргаш, и кажется, что он вообще находится вне современной цивилизации.


50 человек топают по майской жаре :)


Оирушка с букетом, который был возложен ею в храме в память Анненковых.


Храм с трех сторон окружен портиками в антах, с восточной стороны вместо колонн пилястры (но там был контровик, и я не снял).


В интерьере лепнина осыпается, падают колонны и деревянные кессоны и карнизы.


В основании барабана кое-где еще сохранияются головы херувимов.


Снаружи и не подумаешь, что внутри центрического храма переосмыслена тема Софии константинопольской: два боковых придела отделены колоннадами. Колоннада сохранилась только с одной стороны – северной, а с другой рухнула уже.


Редкая сохранная капитель.


От росписей рубежа XIX-XX вв. мало что сохранилось.


В 60-е здание выглядело гораздо лучше. Обшивка главного купола была еще цела в начале 2000-х.

Теперь немного лиц. Это то, что мы показывали в автобусе. Те самые Иван и Полина (Прасковья). Прасковья Анненкова оставила интереснейшие воспоминания, опубликованные в 1888 (в Интернете их легко найти).


А теперь – храм в ландшафте.

Мы прогулялись по красивейшей полевой дороге, которая приобрела кадрообразующее значение.

Облака шли медленно, иногда тень находила то на храм, то на луга.

Секрет эффекта расположения храма в том, что он стоит на средней отметке – не на вершие холма, а на склоне – так, что в разных ракурсах предстает то на фоне неба, то на фоне лугов, то на фоне склона.


Организаторы путешествия :-) (Из серии “Мы действительно там были”)


Было бы здорово дождаться, когда солнце осветит и северный фасад, и начнется вечерний свет, но время поджимало…