23 июня в Законодательном Собрании обсудили проект изменений в Жилищный кодекс РФ, внесенный в Государственную Думу РФ 16 апреля этого года. Законопроект направлен на повышение ответственности всех участников отношений в сфере коммунального хозяйства и на улучшение платежной дисциплины, как со стороны исполнителей коммунальных услуг, так и со стороны потребителей.

Открывая обсуждение, в котором приняли участие представители некоммерческих организаций, руководители управляющих компаний Ульяновска, председатели ТСЖ, депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области и Ульяновской Городской Думы, руководители органов исполнительной власти, Геннадий Антонцев назвал документ неоднозначным и призвал участников круглого стола оценить как минусы, так и плюсы законопроекта.

Так, проект изменений вводит новый срок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги – не позже десятого числа. По мнению участников круглого стола, перенос сроков нецелесообразен, поскольку жесткие временные рамки могут привести к перегруженности рассчетно-кассовых центров. Кроме того, сроки выдачи пенсий и зарплат заметно отличаются, далеко не у всех плательщиков есть возможность уложиться в отведенное на оплату коммунальных услуг время.

Одновременно планируется увеличить размеры пени за просрочку платежей – до 1/300 ставки рефинансирования. По мнению председателя регионального исполкома партии «Единая Россия» Константина Долгова, механизм начисления пени должен быть понятным и прозрачным для всех потребителей коммунальных услуг, и его привязка к ставке рефинансирования запутает население. Директор городской управляющей компании Железнодорожного района Николай Гурьянов отметил, что только начислением пени проблему взыскания задолженности со злостных неплательщиков не решить, для этого необходимо вырабатывать новые действенные меры.

Депутат Ульяновской городской думы Григорий Каленов обратил внимание, что одна из них – а именно выселение злостных должников из жилья – уже содержится в действующем законодательстве, однако крайне редко применяется на практике. Прежде, чем поддерживать законопроект, он предложил провести анализ правоприменительной практики взыскания задолженности и корректировать законодательство с учетом выявленных правовых коллизий. Например, нет устоявшейся судебной практики в отношении квартиросъемщиков жилого фонда, принадлежащего муниципалитету. При этом последний, как крупнейший собственник жилья, принимает очень скромное участие в управлении своим имуществом.

Не менее остро стоит вопрос задолженности перед ресурсоснабжающими компаниями управляющих организаций – для повышения порядка в расчетах между этими двумя сторонами законопроект также предполагает увеличить штрафы. Но поскольку единственный источник доходов управляющих компаний – платежи собственников, в конечном итоге эти затраты могут лечь на них.

По мнению участников совещания, для наведения порядка в системе жилищно-коммунального хозяйства необходимо комплексное изменение системы взаимоотношений: в частности, переход на прямые договора потребителей услуг и ресурсоснабжающих организаций, прозрачный механизм начисления платы за общедомовые нужды исходя из их фактического потребления, уход от оплаты потребления по нормативу и снижение безучетного потребления.

Участники совещания пришли к мнению, что, несмотря на позитивные идеи, заложенные в законопроекте, перед принятием в Государственной Думе РФ он нуждается в доработке, поскольку в нынешней редакции не решает заявленных задач – упорядочить взаимоотношения участников процесса и повысить финансовую дисциплину в сфере ЖКХ.