19 июня под председательством губернатора Сергея Морозова прошло совещание, посвященное созданию в Ульяновской области центров культурного развития (наш регион вошел в программу Минкульта РФ по созданию многофункциональных культурных центров в малых городах России). Правда, губернатор не сказал ни слова, а красивую картину будущего рисовала приглашенный эксперт – разработчик концепции инновационных культурных центров, куратор публичных программ Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Екатерина Гиршина. Впрочем, реалистично взглянуть с высоты столичных просторов на дома культуры в районах, по всей видимости, будет довольно сложно, что стало понятно уже на совещании. Но обо всем по порядку.

DSCN0826

«Что такое дом культуры сегодня?»

DSCN0856

Таким вопросом открыла совещание региональный министр культуры Татьяна Ившина. Уже несколько десятилетий система ДК не меняется, хотя жизнь и люди – изменились. Кроме того, жители муниципальных образований находятся в неравных с годом условиях, так как не могут получить аналогичное разнообразие услуг. Хотя и в городах региона, включая Ульяновск, существует большой разрыв между ожиданиями и тем, что современные досуговые учреждения предлагают. Как отметила Татьяна Ившина, сегодня зрители приходят в ДК как потребители. Если это не концерт, государственный праздник, КВН или выборы, многие туда просто не пойдут. А если ДК сейчас стали лишь площадкой для проведения мероприятий, то зачем тогда в каждом из них держать такой огромный штат?

По мнению заместителя начальника управления культуры Елены Титовой, необходимо пересмотреть нормативы работы домов культуры, которая сковывает их развитие. Статистические критерии, например, количество кружков и т.д., не всегда соответствуют новым потребностям населения.

Статистику по домам культуры и клубным учреждениям региона представила директор центра народной культуры Елена Сафронова. Всего в нашей области 540 учреждений культуры, которые за прошлый год провели более 80 тысяч мероприятий.

DSCN0834

DSCN0792

DSCN0793

DSCN0794

DSCN0797

DSCN0804

DSCN0808

Нет кадров

По мнению Елены Сафроновой, и архитектура, и внутреннее наполнение этих учреждений не соответствуют современным требованиям. Не соответствует им и кадровый состав: мало креативных людей, готовых создавать продукт, соответствующий требованиям современного общества.

Нужно менять сознание населения

Татьяна Ившина отметила, что у этого вопроса есть и другая сторона: изменение сознания населения. Так, целевой аудиторией домов культуры сегодня являются дети и взрослые, а молодежь туда не ходит, ища развлечений в других местах. Ситуацию планируют менять созданием современных многофункциональных учреждений. Они будут созданы в Инзе и в Павловке уже в 2015 году. В Сенгилее строительство такого центра начнётся в 2016 году. Планируется, что они должны появиться в 19 регионах. «Учреждения будут отвечать потребностям территорий, на которых расположены. Они создадут новые возможности для творческой самореализации, духовного обогащения и физического развития жителей малых городов», – рассказала Министр искусства и культурной политики Ульяновской области Татьяна Ившина.

DSCN0816

DSCN0841

Столичные эксперты обновят провинциальную культуру

Для новых центров культуры нужна подготовленная среда людей, которые будут понимать, зачем в их муниципальном образовании такой центр открыт. Объяснить это собравшимся на совещание попробовала разработчик концепции Инновационных культурных центров, куратор публичных программ Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Екатерина Гиршина.

DSCN0813

По ее словам, проект Центров культурного развития имеет в своей основе две мысли.

«Первая заключается в том, что Россия обладает большим человеческим капиталом. Однако молодёжь с огромным творческим потенциалом уезжает из малых городов в столицу и за границу. Должны появиться некие пространства, где они смогут себя реализовывать. Вторая мысль – о потребительской культуре. Сегодня в качестве формы досуга население, к сожалению, чаще всего выбирает поход в торговые центры. Центры развития культуры призваны переломить эти тенденции. Они будут заключать в себе «костяк» творцов культуры: режиссёров, художников, музыкантов, преподавателей. Очень важно, чтобы центр работал не только на своей территории, но и на разных площадках муниципалитета. При этом особое внимание в процессе создания Центров развития культуры планируется уделить предпочтениям населения».

DSCN0832

Она привела в пример результаты своей деятельности в нескольких городах страны. Например, в Калуге они даже без здания смогли создать «движуху», объединившую креативных людей (проект ДНК, Дом новой культуры). Теперь там проводятся различные мероприятия в просветительском формате, в частности, лекции ученых и архитекторов, на которые приходят тысячи людей, а также разнообразные тематические мероприятия. Впрочем, в самой Калуге неоднозначно отнеслись к этому проекту, подобно тому, как по-разному воспринимались идеи Марата Гельмана в Перми. Более того, есть мнения о том, что подобные проекты намеренно «завозятся» в нашу страну, чтобы подорвать традиционные ценности под предлогом изменений и поддержки нестандартно мыслящих людей. На деле же, по их мнению, идет формирование так называемых агентов изменений, из которых могут выйти неплохие протестные лидеры.

Но вернемся к центрам культурного развития. Что же это такое?

Согласно концепции, каждый центр будет включать в себя три основных компонента: бизнес-инкубатор, образовательные практики и открытую культурно-просветительскую программу, а также дополнительный элемент – мобильный центр, перемещающийся по населённому пункту.

По словам Екатерины Гиршиной, участие в федеральной программе позволит Ульяновской области получить доступ к новейшим технологиям, которые сделают процесс знакомства с творчеством наиболее удобным и увлекательным.

DSCN0819

Так, в Центрах культурного развития предполагается широкое использование современных телекоммуникационных технологий для качественной трансляции спектаклей и музыкальных представлений, технологий виртуального музея для знакомства с коллекциями ведущих музеев страны и мира, а также другие возможности распространения культурных продуктов в современных аудиовизуальных форматах.

По мнению министра искусства и культурной политики Татьяны Ившиной, модернизированные площадки позволят развить гастрольную деятельность на территории региона.

«Наши областные профессиональные коллективы знакомы с такой проблемой, как несоответствие площадки требованиям гастролирующих артистов. Иногда по этой причине выезды в районы отменяются. Изначально задумывалось, что эти учреждения станут цепью культурных центров, объединённых одной задачей – создать гастрольную сеть, охватывающую регион», – рассказала Татьяна Ившина.

Площадь каждого Центра культурного развития составит 1300-1800 квадратных метров (средняя площадь районного дома культуры – около 700 квадратных метров). На этом пространстве планируется расположить несколько творческих мастерских, многофункциональный зал, медиатеку, коворкинг-зону, спортивно-игровой зал, детскую комнату и другие помещения.

Как сообщили в областном правительстве, согласно федеральной программе, центры культурного развития будут представлять собой площадки для осуществления творческой и образовательной деятельности, проведения массовых мероприятий, занятий физкультурой и спортом. По мнению экспертов, их формирование будет способствовать решению сразу нескольких важных задач отрасли: повышения уровня услуг, создания возможности творческой самореализации населения региона и межнационального культурного обмена. Помимо этого, новые учреждения призваны повысить качество жизни граждан, развить городскую инфраструктуру, обеспечить новые рабочие места и предотвратить отток населения из малых городов.

Итак, сегодня необходим переворот потребителя в создателя

По мнению экспертов, необходимо, чтобы люди хотели проводить свой досуг в домах культуры, развиваться там. А для этого необходимо создание качественного продукта и пространства в целом, отметила Екатерина Гиршина.

Но в ульяновском варианте тема обсуждения будущего домов культуры превратилась в дискуссию о развитии культуры в регионе в целом. Были затронуты насущные вопросы, например, проблема оттока молодежи из провинции из-за отсутствия работы и инфраструктуры, проблемы с общественным транспортом в городе (не говоря уже о селах), которые препятствуют нормальному доступу к культурным событиям и пространствам. Но представители власти обсуждать эти темы не стали (хотя глава года Марина Беспалова и сказала, что общественный транспорт организуется по заявкам со стороны организаторов мероприятий и проблем нет). Складывается впечатление, что эксперты созвучны местным властям в оторванности от реальности, а пирамида Маслоу в их понимании и вовсе перевернута.

Юлия Узрютова. фото – Улград