Комитет Законодательного Собрания по бюджету и экономической политике Ульяновской области подготовил обращение регионального парламента к председателю Государственной Думы РФ Сергею Нарышкину о том, что принятый в первом чтении федеральный законопроект, запрещающий производство пива в пятилитровых пластиковых ПЭТ-бутылках, будет иметь негативные последствия для налогооблагаемой базы регионов. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в комитете Заксобрания.

Обращение было подготовлено накануне, 25 июня. В частности, в нем говорится о том, что депутаты серьезно обеспокоены резким снижением в последнее время объемов производства пива и пивных напитков, обусловленным отнесением данной продукции к алкогольной продукции. В общем объеме доходов областного бюджета Ульяновской области, как и бюджетов многих других субъектов РФ, значительную долю составляют акцизы на алкогольную продукцию, в том числе пиво и пивные напитки. Доля акцизов на пиво и пивные напитки в общем объеме налоговых доходов областного бюджета Ульяновской области ежегодно сокращается и в 2012 году составила в денежном выражении 1 млрд 677,9 млн рублей, в 2013 году – 1 млрд 475,2 млн. рублей, в 2014 году ожидается на уровне 1 млрд 4 млн рублей.

“Основными налогоплательщиками акцизов на пиво и пивные напитки в Ульяновской области являются закрытое акционерное общество “Пивоварня Москва-Эфес” и общество с ограниченной ответственностью “Завод Трёхсосенский”, поступления от акцизов на пиво и пивные напитки от закрытого акционерного общества “Пивоварня Москва-Эфес” в 2014 году составят 704 млн рублей, от “Завода Трёхсосенский” – 300 млн рублей, – написали депутаты в своем обращении. – В случае прекращения деятельности организаций, осуществляющих производство пива, недополученные доходы областного бюджета Ульяновской области только от уплаты акцизов на пиво и пивные напитки составят более 1 млрд рублей. Состояние рынка пива и пивных напитков в Ульяновской области на сегодняшний день является нестабильным. Действующие в этой сфере организации столкнулись с целым рядом острых проблем – экономических, правовых, социальных.

С 1 января 2013 года федеральным законодательством введён в действие ряд ограничений, касающихся производства и оборота алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков. Введение указанных ограничений в действие сопровождается существенным увеличением размера налоговой ставки акциза на пиво и пивные напитки, который за период с 2009 по 2014 год вырос в 6 раз – с 3 до 18 рублей за литр.

10 июня 2014 года Государственной Думой РФ принят в первом чтении проект федерального закона № 280796-6 “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”, которым предлагается запретить с 2016 года продажу пива с содержанием этилового спирта более 4% объёма готовой продукции в полимерной потребительской таре (ПЭТ-упаковке) ёмкостью более 0,5 л.

В настоящее время в ПЭТ-упаковке реализуется около 52% общего объёма производимого в России пива. Уже сейчас, в летний период, производители стеклянной и алюминиевой упаковки работают на пределе мощностей. Переход на более дорогие виды упаковки породит не только проблемы, связанные с обеспечением производителей пива и пивных напитков упаковкой, но и приведёт к резкому росту цен на указанную продукцию, усугубляемому запланированным дальнейшим увеличением размера налоговых ставок акцизов”, – говорится в обращении.

В результате, по мнению экспертов, снижение объёмов производства пива и пивных напитков в 2016 году составит около 30%, что приведёт не только к прекращению деятельности ряда производителей пива и пивных напитков и многомиллиардному снижению доли акцизов на пиво и пивные напитки в налоговых доходах бюджетов субъектов РФ, но и к лавинообразному росту потребления населением спиртных напитков и различного рода суррогатов алкогольной продукции.

По мнению депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области (ЗСО), практически полный запрет применения ПЭТ-упаковки к 2016 году может привести к негативным последствиям.

Как пояснила корреспонденту ИА REGNUM заместитель председателя ЗСО, председатель комитета по бюджету и экономической политике Алсу Балакишиева, в обращении обращается внимание на то, что законопроект, запрещающий производство пива в пятилитровых пластиковых ПЭТ-бутылках, представляет опасность для налогооблагаемой базы тех регионов, где работают предприятия пивоваренной отрасли. Это касается и Ульяновской области. Ожидается, что уже по итогам этого года доходы областного бюджета от поступления акцизов от производства пива снизятся с 3 до 1 млрд рублей. Это может стать причиной увеличения дефицита областного бюджета, что повлияет на исполнение региональной властью социальных обязательств перед гражданами.

“Непродуманная, до конца не просчитанная борьба с алкоголем, а не с самими пагубными привычками, может привести к обратным результатам, как это случилось при введении “сухого закона” в восьмидесятые годы, когда вырубались виноградники, – говорит Алсу Балакишиева. – Не исключаю, что имеет смысл установить рассрочку для введения запрета на пятилитровые ПЭТ-бутылки, с тем, чтобы пивоваренные компании успели переоборудовать производственные линии в соответствие с новыми требованиями, а не закрывали свои предприятия. Региональная власть с трудом привлекла в область инвестора, мы вложили бюджетные средства в развитие инфраструктуры. Возможная остановка пивоваренных предприятий в Ульяновской области повлечет потерю не только акцизов пиво и пивные напитки, но и налога на прибыль, земельного налога, налога на доходы физических лиц. Люди лишатся рабочих мест, что вызовет социальную напряженность. Мы не хотим этого допустить, поэтому и обращаемся к Председателю Государственной Думы Сергею Нарышкину, с просьбой при дальнейшем рассмотрении данного законопроекта более глубоко оценить экономические и социальные последствия его принятия”.