«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Мф. 16:26

Отрадно, что российские власти озаботились культурой в своей стране. Судя по представленному на общественное обсуждение проекту «Основ государственной культурной политики», подход к означенному предмету предполагается самый серьезный. Т.е. российская культура, хочется верить, понимается инициаторами не просто как песни, пляски, этикет, архитектура, выставки и т.д., а как воплощение на Земле Вселенской Воли, породившей и скрепляющей народ России. Hа сегодняшний день только такое понимание вопроса может вдохновлять на его обсуждение. Все остальное тоже важно, но потом, после разговора об основах, истоках культуры, о ее ключевых истинах.

В условиях жесткой идеологической войны, когда враг считает тебя скотиной, относится к тебе как к скотине и старается превратить тебя в скотину, опора на свою многовековую культуру – есть самое верное решение. В цивилизационной войне, навязанной нам Западом, и в которой мы пока проигрываем, именно культура является главным арсеналом нашей цивилизации, откуда мы можем черпать силы и оружие.

Вопросом о культуре, о культурной политике, как он поставлен сегодняшним руководством страны, по моему пониманию, Россия фактически заявляет о своем несогласии с претензией Запада на культурную гегемонию в мире и о начале освободительного похода против его засилия. Берется курс на всеобщую культурную мобилизацию своего народа, подготовку и контрнаступление в войне с западной цивилизацией. Это наступление будет тем успешнее, чем масштабнее, честнее и максимально открыто и решительно мы подойдем к поставленной руководством страны проблеме. Это именно тот главный ответ, который должна и может дать Россия Западу на агрессию против нее. Это то, что ждут от нее народы мира. При этом, естественно, подразумевается не покорение Запада, а, насколько это возможно, освобождение и его самого от всего ложного, лживого и противоестественного, что он собрал в себе. Но, чтобы это свершилось, мы должны громадную работу проделать у самих себя.

Несколько ранее проекта «Основ» был опубликован другой документ: Записка к проекту Основ государственной политики (записка), направленная Министерством культуры РФ в Администрацию Президента. Документ, конечно, тоже интересный, но, на мой взгляд, он не отвечает необходимым сегодня как уровню компетенции, так и масштабу проблемы.

Авторы этого документа, в частности, утверждают, что «отсутствие системы ценностей ведет к образованию мировоззренческого вакуума». Эта мысль повторяется неоднократно и, похоже, является базовой при разработке всего документа. Но ведь до сих пор считалось, что все как раз наоборот – система ценностей вытекает из мировоззрения, т.е. из понимания мира и места человека в нем, и никак иначе. Такое соотношение мировоззрения и ценностей еще никто не опроверг, и поэтому именно с такой позиции и должно размышлять об основах культурной политики государства.

Несколько ограниченно понимается и термин «культура». Это явление настолько масштабно и глубинно, что мыслители никак не могут дать ему всеобъемлющего определения. Ведь культура – это некий совокупный общественный продукт, полученный в результате деятельности общества по осознанию себя в мире и удовлетворению своих потребностей, по реализации принятых смыслов и поиску ответов на вызовы… Мы говорим, к примеру, древнегреческая культура, индийская культура, славянская культура и т.п., но ни в коем случае не сводим их к одним нравственным ценностям и нормам поведения. Поэтому сводить и в нашем случае к «исторически сложившейся системе ценностей и норм поведения», закрепленных в чем-то, не совсем корректно.

Сердцевиной, основой основ любого человеческого общества, его культуры является принятое в обществе мировоззрение, т.е. понимание устройства мира, места в нем человека и самого этого общества (народа). Именно из мировоззрения вытекают все идеалы, ценности, нормы поведения, устремления и т.д., т.е. все то, из чего строится и что воплощает в себе ядро культуры этого общества, которое в конечном итоге определяет его жизнеспособность. И здесь нельзя не согласиться с авторами документа, что «воспроизводство социальной системы невозможно без передачи от поколения к поколению наиболее общих представлении о мироустройстве, о должном и недопустимом».

Ключевая важность культуры подтверждается еще и тем, что во всех конфликтах, во всех войнах, наряду с материальной добычей, основной целью врага является ее разрушение (уничтожение). Если это удается сделать, то общество разлагается изнутри и его существование заканчивается крахом. Не просто так и совсем не с благими намерениями шли к аборигенам Африки, Азии и Америки католические и протестантские священники во времена становления колониальной системы. А вспомните перестройку, как хлынули к нам «просветители» всех мастей, и что из этого вышло…

Разрушение культуры наиболее эффективно и, главное, безвозвратно производится через изменение мировоззрения на нужное противнику. (Последний пример – Украина.) При военном поражении, если часть людей разгромленного общества остается в живых и они (самое главное!) сохраняют свое традиционное миропонимание, общество не погибает, а возрождается. При поражении же, если можно так выразиться, мировоззренческом, даже при том, что все члены общества остаются физически живыми, оно гибнет как некое единство, уходит с исторической арены безвозвратно. Так произошло с царской Россией, потом с Советским Союзом и, если не вернуться к первоосновам, это непременно произойдет и с современной Россией. Примерами же живучести в веках, обусловленной сохранением основ своего мировоззрения (культуры), можно назвать цыган и евреев.

В настоящий исторический момент в связи с изобретением оружия массового поражения (ОМП), применение которого непременно негативно скажется на самой нападающей стороне или может вызвать губительный ответный удар, характер военного противостояния кардинально изменился. Наступил век идеологических войн, в которых именно мировоззрение (культура) противника рассматривается как главная стратегическая цель агрессии, и главный удар направляется именно на него (нее).

Это невидимая война, без взрывов и стрельбы, и она не воспринимается не только населением, но и элитой общества, как война не на жизнь, а насмерть. А последствия этой войны в конечном итоге могут быть еще более катастрофичными, чем последствия горячей войны (без ОМП), ибо она ведет к безвозвратной гибели общества через его разложение, хаос и многие деструктивные процессы. Впрочем, завершающий этап идеологической войны, как правило, заканчивается войной гражданской, развязывание которой очень легко провоцируется противником, использующим неустойчивое состояние общества и раздирающие его внутренние противоречия.

Таким образом, роль мировоззрения в строительстве и жизнедеятельности общества невозможно переоценить. Стабильность мировоззрения, его незыблемость в ключевых вопросах – это, без всякого преувеличения, стабильность и незыблемость общества. Культура, построенная на принятом мировоззрении, является цементирующим раствором, обеспечивающим прочность общества в истории.

Изменение ключевых положений мировоззрения не сразу приводит к катастрофическим последствиям и поэтому практически не воспринимается как угроза. Общество, скрепленное культурой, еще некоторое время выглядит и чувствует себя по-прежнему сильным и стабильным. Однако яд впрыснут и действует неотвратимо. Сначала почти незаметно, а затем все интенсивнее и интенсивнее проявляются разрушающие деструктивные процессы. Со временем все более и более обостряются болезненные симптомы этих процессов, а потом и вся болезнь вылезает наружу разрушением традиционных институтов, связей между поколениями, проявлением разрушения нравственных устоев, появлением «пятой колоны» и т.д. Ну, и конец известен: одно общество уходит, на его место приходит другое.

Теперь с этой позиции взглянем на современные процессы. Сегодня практически повсеместно на Земле торжествует научное мировоззрение с его неисчерпаемыми доказательствами истинности, с его объяснением всего и вся, а авторы в своей записке применяют термин «мировоззренческий вакуум». В чем дело? Ведь нам же мировоззренческий вакуум не грозит? Или грозит?

Скорее всего, авторы документа озабочены тем, что «система морально-нравственных ценностей», традиционно регулировавших жизнь русского общества в условиях торжества научного мировоззрения потеряла свою силу и перестала (или почти перестала) выполнять положенную ей работу. Система традиционных моральных ценностей перестала быть общепринятой и не находит в прагматичном сознании современного человека должной опоры. Остатки этой системы держатся только на традиции, которая со сменой поколений все больше и больше отступает.

В обществе в целом улучшается только материальный уровень жизни, однако из-за безжалостной, просто безумной эксплуатации природы, приведшей к ее дистрофии, обо всем остальном как-то нельзя сказать, что улучшается. Появляется множество самых разнообразных неразрешимых проблем. Взаимоотношения между людьми и целыми народами ухудшаются, жизненный уклад разрушается, экологическое состояние планеты на грани катастрофы… мир бурлит революциями! Почему? Ведь с научно-техническим прогрессом общества, по логике его адептов, все должно быть как раз наоборот.

Причину деструктивных процессов на планете Земля надо искать в ущербности научного мировоззрения. А ущербность эта в его неполноте, в его половинчатости, что в результате приводит к грубому искажению картины мира в головах людей, и вместо того, чтобы приближать к истине, уводит их от истины гораздо дальше, чем это было при традиционных мировоззрениях.

Кто есть человек в научной картине мира?- Никто, и звать его никак! Венец эволюции, который на поверку оказывается просто неким высокосложным куском плоти, возникающим на несколько десятилетий из ниоткуда и уходящим в никуда! – вот что говорит человеку наука, вот каков он в научной картине мира. Так что нам от человека ожидать и чего хотеть? Он все больше и больше становится временщиком на своей планете, все дальше и дальше уходит от ответственности за что-либо происходящее на ней и одновременно уходит от ответственности за самого себя.

Но ведь так было не всегда. До победы научного мировоззрения (и до победы атеизма) человек ощущал ответственность за себя и за свою землю. Эту ответственность налагало на него в доисторическое время осознание своей тотальной зависимости от соплеменников и сил природы,

а на высшей стадии духовного развития общества, знание о бессмертии своей души. Таким образом с постоянным осознанием своей ответственности и строил человек свою жизнь.

Теперь человеку, благодаря научно-техническому прогрессу, хлеб достается относительно легко и зависимость от соплеменников им почти не ощущается, а от высшей духовной ответственности он освобожден «благодаря» научному мировоззрению. Вот мы и получаем то, что получаем. Ведь из научного понимания человека никоим образом не вытекает, зачем ему быть, скажем, совестливым, добрым, щедрым, вежливым и т.д. (наука этими категориями не оперирует). Но вытекает, что он есть кусок чувствующего материи, что он живет на земле всего несколько десятков лет (если повезет) и, как следствие этого, нужно их прожить в свое удовольствие. Ответственность человека вполне умещается в нескольких современных рекламных перлах типа: «не дай себе засохнуть» (ответственность за себя) и «все будет кока-кола или хоккей» (ответственность за других). Как это стало возможным?

Катастрофический пролом в крепостных стенах традиционных цивилизаций был сделан западной цивилизацией тогда, когда было отменено знание о душе человека, когда было объявлено об ее отсутствии. Отменив душу, автоматически отменили высшие человеческие качества: совесть, стыд, честь, достоинство… Лишь благодаря цивилизационной инерции они пока еще сохраняются в обществе. Но инерция с течением времени теряется и, соответственно, вышеозначенные качества уходят. Это прямой результат того, что лучшие качества человека не присутствуют в научной картине мира. Они для науки не существуют! А почему же они должны существовать для человека?

Вот и Запад, опираясь на научное мировоззрение, всеми способами и небезуспешно доказывает нам никчемность и анахронизм совести, стыда, чести и достоинства человека… Золотой телец – вот его идеал. И, надо признать, что громадная часть и нашего общества уже согласилась с этим.

Вера в отсутствие у человека души все глубже и глубже опускает нас в бездушие и бездуховность. Именно отсюда берут свое начало и силу те деструктивные процессы, которые сотрясают нашу русскую православную и все остальные традиционные цивилизации, буквально раздирают весь мир.

Если не исправить этот изъян в научном мировоззрении, то никакие мероприятия, никакие решения, никакие политики и т.п. не смогут остановить процессы разложения и распада. У русской цивилизации, у русской культуры без возвращения человеку знания о его бессмертной душе шансов выжить нет. С возвращением же этого знания, скорее всего, и не потребуются никакие особые мероприятия, решения, политики. Оно вернет в нашу жизнь такие явления как совесть, стыд, честь, достоинство, милосердие, справедливость…

На каком основании было отменено некогда знание о душе? Лишь на том, что она состоит из субстанции, недоступной восприятию и исследованию с помощью пяти человеческих чувств, и принадлежало религии. Однако если вспомнить, то раньше вообще практически всё знание о мире и человеке принадлежало религии, накапливалось и сохранялось именно ею. Т.е. этот аргумент абсолютно ненаучен. Что касается первого аргумента, то после открытия астрофизиками, что та материя, которая может восприниматься и исследоваться пятью человеческими чувствами составляет не более 10% от всей материи Вселенной, он тоже потерял всякие основания.

Нельзя говорить, что научная картина мира совершенно неверна. Нет, это далеко не так, но в ней нет целостности и завершенности, хотя и много замечательных открытий. Одно из них, например, открытие эволюции жизни на Земле. Но кто может сказать, что разработка этой теории на сегодня завершена? А как с движущей силой эволюции? Что движет эволюцию? Ответа нет. Учение об эволюции жизни само по себе повредить человеку не может. Вредит ее незавершенность. Это как недозрелый плод – съел и отравился.

Самое трагичное для человека в этой недоработанной теории- это то, что человек уже достиг потолка своего развития. Homo sapiens объявлен наукой пределом эволюции. Глупость, конечно, несусветная. Как это эволюция может закончиться? Это примерно как если бы река текла, текла, а потом вдруг раз и исчезла без всяких следов и последствий. Вот так просто – раз, и нет. Где наши философы? Где диалектическое мышление?

Получается, что теперь смысл человечества остался только в космической экспансии. А в чем смысл жизни человека вообще? Только развлекаться? А жизнь инвалида? Старика? Говорят – смысл жизни в продолжении рода. Но тогда в чем он для бездетных? Научное мировоззрение, как это ни печально признавать, всех людей лишает смысла жизни. Поэтому и выходит, что с увеличением материального достатка и с уменьшения зависимости (по-западному – с увеличением свободы) происходит обострение борьбы за все больший и больший достаток и, в связи с этим, рост звериных взаимоотношений.

А может это (отрицание души) учеными специально поддерживается? Ну как же, венец эволюции – homo sapiens – человек разумный, значит человек умный, интеллектуальный. Исходя из такой логики, интеллект стал считаться основным качеством, основным достоинством человека. Все остальные качества – духовность, совесть, религиозность и т.п. были поставлены ниже интеллекта. А кто у нас самые умные, самые интеллектуальные? Это, конечно же, ученые. Так, быть может, несколько неожиданно для себя, ученые оказались поставленными на место священства как носители высшего. Разве это не греет человеческое тщеславие? Родилась новая жреческая каста, и общество ее приняло как таковую. В результате теперь без «благословения» ученых стали немыслимы практически любые решения, каких бы областей жизни они ни касались. Как же при таком положении отказаться от главенства интеллекта в пользу души?

Ну и пусть, это ведь хорошо – скажет читатель. Так, да не совсем. Абсолютизм науки в конце концов сыграл и с ней злую шутку. В ученые полезли карьеристы и властолюбцы, обнаружившие в науке великолепную кормушку и за преференции готовые оправдывать любые действия власть предержащих или тех, кто платит. Такие «ученые», похоже, очень сильно разбавили истинно ученую среду, особенно в сфере гуманитарных (социальных) наук.

И еще. Науке об устройстве мира больше неизвестно, чем известно, и поэтому очень многое из существующего в нем учеными не учитывается в своей работе. Это, естественно, самым отрицательным образом сказывается на делаемых наукой выводах относительно разных вопросов нашего бытия и, естественно, миропонимания тоже. Видимо именно поэтому человек в научном мировоззрении сегодня низведен до статистической единицы, что оправдывает любой идиотизм политиков. Неужели этого не видно? Неужели с этим согласны все настоящие ученые?

Наукой за 20-й век сделано великое множество замечательных открытий, но где обобщающие выводы? Где хотя бы постановка вопроса об их необходимости? Насколько был богат такими работами 19 век, настолько скуден век 20. Неужто все, от кого зависит мировоззренческая картина,- банальные карьеристы, дрожащие за свой мундир и кормушку и поэтому боящиеся расширить горизонты своего видения за рамки общепринятого? Как бы чего не вышло, как бы не опростоволоситься…

Эти научные рамки созданы западной цивилизацией и работают только на нее. Именно они дают ей такую великую силу, что она сейчас буквально сокрушает все традиционные цивилизации планеты. Впрочем, совершенно понятно, почему молчит западная академическая наука. Это прямой результат действия табу ее цивилизации. Признай она человеческую душу и ее бессмертие, и цивилизация потребления рухнула бы как карточный домик. Поэтому, несмотря на прямое открытие души реаниматорами, вопрос об ее существовании не поднимается даже в виде гипотезы, хотя это первое, что приходит в голову, когда читаешь или слышишь рассказы многих из реанимированных людей. С западной наукой все ясно, но почему молчит русская академическая наука? А может РАН уже вовсе не русская?

Из всего вышеизложенного должно быть понятно, почему мы все больше и больше теряем все то хорошее, все то человеческое, что оставили нам в наследие наши предки, почему мы отступаем под натиском Запада. Сбой произошел, как написали авторы записки при «передаче от поколения к поколению наиболее общих представлений о мироустройстве» в части человеческой души. Вот именно это знание подлежит немедленному восстановлению. Без этого все остальные действия – это выпуск пара через свисток. Шуму много, а толку нет.

Сейчас уже очень мало осознавать, что Западом «отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая…» и, что «это прямой путь к деградации и примитивизму, глубокому демографическому и нравственному кризису»(В.Путин). Сегодня нужно знать, что главная причина деградации человека и человеческого сообщества – это отрицание человеческой души. Актом отрицания потустороннего мира, души и Духа мы лишили опоры божественному в человеке (его любви, милосердию, состраданию и т.д.) и дали возможность оправдания в человеке всего звериного (алчности, жестокости, властолюбия…). Вот в этом видится причина утраты человеком своего достоинства, и одновременно причина силы Запада, как носителя этих звериных качеств, как их культиватора, насадителя и распространителя. Как можно поднимать духовность, отрицая Дух? Как можно пропагандировать душевность, отрицая душу?

Можем ли мы, находясь в таком просто провальном мировоззренческом (идеологическом) состоянии выработать правильное направление культурной политики для России? – Нет! Мы не знаем, где сегодня находимся, и был ли исторический путь России истинным. Вот и Абама, как прозвучало в электронных СМИ, высказался, что мол «Россия на неправильной стороне истории». Попробуйте возразить!

Русская душа чувствует всю мерзость идущих к нам с Запада правил жизни и сопротивляется им. Однако отсутствие для человеческого сознания мировоззренческой опоры делает русского человека бессильным перед этим сатанинским натиском. Пора уже русским обществоведам понять, что мир в 20 веке незаметно для себя перешагнул черту, разделявшую время, когда общественным бытием определялось общественное сознание, и время, когда общественное сознание стало определять общественное бытие.

Бессмысленность человеческой жизни в научном мировоззрении является непосредственной и главной причиной возникновения, существования и оправдания таких явлений как фашизм, содомия, алкоголизм, наркомания… и т.п.

Бессмысленность человеческой жизни в научном мировоззрении лишила смысла всю западную цивилизацию как таковую. Она сегодня приспособлена только к тому, чтобы постоянно жрать, жрать и жрать! Земля уже стонет от ее алчности. Людям этой цивилизации хочется потреблять все больше и больше. Это ее беззаконие. Не трудно представить, что могло бы быть, если бы вдруг одномоментно все человечество достигло такого уровня потребления, которого достигли США? Земля была бы съедена за считанные часы. Вот и родилась у них доктрина «золотого миллиарда». Поэтому и гнобят они сегодня всех остальных, торопятся.

Уже совершенно очевидно, что будущее планеты возможно только при отказе от сверх- потребления, при переходе к экономии, даже к аскетизму. И Русская цивилизация имеет в себе такой опыт, русская культура взросла на аскезе. Эпиграфом к этой статье служат слова Иисуса

Христа, которые легли краеугольным камнем в основание нашей цивилизации. Никогда русским не нужно было много. Но поддавшись чуждому нам влиянию, мы это свое качество теряем.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется подчеркнуть, что для того, чтобы выработать правильную культурную политику, да и вообще что-либо правильное, касающееся нашей жизни, нужно в первую голову определить смысл человеческой жизни! Из этого определения будут вытекать все остальные смыслы. Мы поймем смысл существования своей Родины, смысл служения чиновника, смысл образования, культуры, искусства и т.п. Исходя из этих смыслов станет ясно, что делать, куда двигаться, как реагировать, как отвечать и т.д. Все прояснится в головах, сложится истинная иерархия ценностей, и мы сможем проложить действительно правильный курс Русской Цивилизации.

Виктор Билан, белорусский философ и писатель. Живет в Минске.