Жилищное законодательство продолжает распухать. Группа депутатов Госдумы внесла очередную порцию поправок, главным образом в интересах ресурсоснабжающих организаций (РСО), включая энергетиков, хотя добросовестные плательщики за коммунальные услуги тоже мо гут от них выиграть, поскольку речь идет об укреплении платеж ной дисциплины в ЖКХ.
Поправки в Жилищный кодекс и в смежные законы поступили на экспертизу в региональные парламенты, в связи с чем комитет регионального Заксобрания по вопросам ЖКХ организовал их обсуждение. Что предлагает Госдума? Установить крайний срок внесения квартплаты десятое число месяца. Усилить платежную дисциплину за потреб ленные ресурсы. Для этого закрепить в законах штрафы за просрочку платежей в размере 1/170 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (а была 1/ 300). Одновременно дать поставщикам ресурсов право инициировать собрания собственников, если управляющая организация (УК, ЖСК, ТСЖ) задолжала им более чем за три месяца, что подтверждено решением суда.
На этих собраниях ресурсники смогут потребовать либо изменения способа управления домом (в частности, перехода на прямую оплату коммунальных услуг поставщикам), либо смены управляющей компании. Расходы на проведение собраний возлагаются на УК. Разрешено применять очную, заочную и очно-заочную форму голосования, а также голосование по интернету с помощью электронной подписи.
Прямо на потребителя может сработать, пожалуй, только одна поправка – о наказании рублем поставщиков или исполнителей коммунальных услуг, если услуга оказана некачественно, с перебоями. Кроме того, если плата за услугу рассчитана неправильно, то поставщик должен будет заплатить 15-процентную неустойку (с суммы превышения, но не менее 200 рублей). Нет сомнения: если пени за просрочку квартплаты будут начислять автоматически и немедленно, то неустойку эту потребителям придется долго и упорно выбивать.
Руководитель комитета ЗСО Геннадий Антонцев суммирует все поправки в одной фразе: «Власть – ресурсникам, штрафы – управляющим организациям, электронную почту – собственникам».
Кроме того, правительство предлагает включить плату за ОДН в строку «содержание и капитальный ремонт». Такое предложение появилось в резолюции Всероссийского форума по ЖКХ в Челябинске, проведенного в начале июня «Единой Россией», и быстро перекочевало в поручения правительства. «Это глупость несусветная! Это нереально!» – вопили участники «круглого стола». «Там, где старый эксплуатационный фонд, мы останемся вообще без средств на текущий ремонт, фактически оставим дома без услуги», – говорит руководитель УК Железнодорожного района Николай Гурьянов. Комитет ЗСО решил обратиться к главе Минстроя РФ Михаилу Меню, чтобы тот отозвал поручение.
Отношение участников обсуждения к предлагаемым поправкам зависело от рода их деятельности. В основном высказывались представители энергетиков, власти и управляющих компаний. Заместитель директора Ульяновского филиала ВоТГК по продаже тепловой энергии Сергей Гужев считает, что у ресурсников должна быть возможность сменить УК при наличии задолженности: «Если компания прекрасно обслуживает дома, но не платит за ресурсы, сами собственники эту УК никогда не сменят». Его шеф Валентин Трубчанин считает, что рычагов воздействия на неплательщиков у ресурсников много, но они не действуют, поэтому он поддерживает переход на непосредственное управление, при котором собственники расплачиваются за коммунальные услуги напрямую с поставщиками. «Это укладывается в нашу стратегию, – сказал Трубчанин. – Мы будем создавать «магазины» сбытовые компании со всем спектром услуг для населения». Многие частные компании управляют жильем низкого качества, говорит Николай Гурьянов, «так что если ресурсники захотят порулить – пусть попробуют».
Директор областного Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Гигирев говорит, что у ресурсников есть хороший инструмент влияния – рубильник и задвижка: «Ни одна РСО не пойдет к собственникам жилья с вопросом погашения задолженности. Этот механизм – политическая уступка, и практического применения норма иметь не будет. Спросите ресурсников, что им нужно – деньги или смена управляющей компании? Им все равно, кто им будет должен». Трубчанин на это возразил, что ресурсники превращены государством в крупнейшего кредитора, с которым расплачиваются с отсрочкой на год, а вот Газпрому они платят за газ вперед.
«Тогда зачем все эти энергетики пришли управлять энергетикой? – парировал Гигирев.
– Да потому что энергетика – это беспрерывный денежный поток. Поэтому не все так плохо. А если котел сломался, можно свалить не неплательщиков».
Тема долгов по квартплате задела управляющие компании за живое. Но пункт о введении крайнего срока оплаты 10 числа каждого месяца они не поддерживают, потому что в России нет единой даты выплаты зарплаты. Вместо этого предлагалось жестче прописать процедуру работы с неплательщиками. Например, портить им кредитную историю, чтобы они не могли брать банковские кредиты, не выдавать им водительские удостоверения. Поскольку хронических неплательщиков штрафами не испугаешь, Николай Гурьянов предложил организовать легальную фирму, которая могла бы подобрать человеку жилье меньшей площади, если он не в состоянии оплачивать свое. Он считает, что само понятие долга по квартплате тоже следует уточнить: следует ли считать таковым задержку платежа на два-три месяца, когда человек уехал в отпуск или погашает срочный кредит.
В основном управленцы согласны, что надо переходить на прямое абонирование: пусть РСО занимаются сбором платежей, говорят они, тогда и долгов не будет. Депутат Гордумы Григорий Каленов считает также, что пора обобщить и отрегулировать практику выселения за долги.
Экс-депутат ЗСО Вячеслав Алексейчик традиционно отстаивал интересы потребителей услуг ЖКХ. Он сказал, что закон писали неквалифицированные люди, потому что дьявол кроется в деталях. Например, если во избежание пени люди разом придут в РИЦ, то 10 числа каждого месяца там будет происходить коллапс. К тому же управляющие организации рассылают платежки позже этого числа.
Далее, если человек заплатил не всю сумму, а часть, его тоже подвергнут штрафу? Надо определить понятие неполной платы, считает Алексейчик, то есть – при каком проценте оплате наступают санкции. Но основная мысль его выступления такова: нечего перекладывать ответственность на собственника и гонять его на общие собрания по любому поводу. «Для чего мы наняли управляющую компанию? Чтобы она решала все вопросы. Если нам предлагают их решать, то нужна другая форма управления. Если я еду на поезде, то меня не спрашивают, где переключать стрелки, – я купил билет! Здесь то же самое. Жителям не нужно заниматься этими вопросами. На Западе люди избавлены от этого».
Рекомендация «круглого стола» была такой: поправки не принимать вовсе или отсрочить их введение, взяв время на доработку.
Сергей ГОГИН