На Ульяновскую область наступает капитальный ремонт: уже сейчас очевидно, что это фикция, Деньги хотят собирать, но это не значит, что дома не будут разваливаться. Как спастись от нового коммунального оброка и не платить дань?
В декабре 2014 года в платежных документах об оплате коммунальных услуг у жителей многоквартирных домов Ульяновской области появится строка «капитальный ремонт». Это будет касаться всех собственников квартир, исключение – только для жителей аварийных домов. Так мы станем участниками очередной финансовой пирамиды, не имея на то ни желания, ни сил. Напомню, что это уже третья или четвертая попытка в истории современной постсоветской России ввести такие платежи. Но в основании этой пирамиды находится огромная юридическая дыра – слабое место в законодательной регламентации.
Очередное пришествие капремонта связано с принятием целого комплекса нормативных актов федерального и регионального уровня: изменений конца 2012 года в Жилищном кодексе (Раздел IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»), закон Ульяновской области “О регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области” от 05.07.2013 г., постановления правительства Ульяновской области «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 годы» от 19.02.2014г.
Сумма, которую каждый из нас должен будет платить, достаточно легко рассчитать: умножив количество метров, находящихся в собственности, на 5 руб.20 коп. Хотя важно оговориться, что это лишь минимальный размер тарифа, установленный правительством Ульяновской области. Собственники вольны определять, каким будет уровень минимальных платежей в их доме. По опыту известно, что собственники в Ульяновской области имеют много обязанностей, но мало механизмов для защиты своих прав, о навыке компетентного проведения собраний в домах говорить не приходится вовсе. В настоящее время такие собрания проходят во всех многоквартирных домах – по результатам собственники должны определить, какой из установленных законодательством способов накопления денежных средств на капремонт избрать.
Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора, то есть формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее, чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5)кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Следует пояснить, что большинство домов, где работают управляющие компании, изберут вариант специального счета многоквартирного дома. Туда же им предлагают «уйти» большинство экспертов по ЖКХ.
В плюсе – средства таких собственников не попадут в «общий котел» регионального оператора Фонда содействия реформированию ЖКХ. В минусе – фиктивность и иллюзия, что эти деньги остаются под контролем жильцов.
Это связано с тем, что жители многоквартирного дома и сам многоквартирный дом, совет дома не являются юридическими лицами. А специальный счет в банке может открыть ТОЛЬКО юридическое лицо. Таким образом, нужно либо создавать ТСЖ, либо обращаться к региональному оператору, который на основании протокола собрания жителей может быть уполномочен на открытие специального счета. То есть региональный оператор не будет бенефициаром сборов, он не будет являться организацией собирающей плату в свою пользу, а будет лишь титульным владельцем отдельного специального счета многоквартирного дома.
Именно в этом варианте выбора способа накопления средств на капитальный ремонт содержится упомянутая ранее правовая лакуна – никак не урегулирована ситуация, при которой жители не платят по строке капитальный ремонт.
Кто будет взыскивать денежные средства с неплательщиков? Управляющая компания не имеет к вопросам капитального ремонта прямого отношения и не может выступать истцом в суде, также и региональный оператор: на его имя лишь открыт счет в банке, но деньги собираются не в его пользу. Нет никаких возможностей подать в суд на неплательщиков взносов и у прокуратуры, и у инспекции регионального надзора (бывшая жилищная инспекция), и у организаций по защите прав потребителей.
Если законодательство о капитальном ремонте не изменится в кратчайшие сроки (такое очень вероятно – уже сейчас создан законопроект о доступе управляющих компаний к деньгам, собираемым на капремонт), мы получаем финансовую пирамиду, которая провалится в черную дыру юридической некомпетентности авторов нынешней концепции капитального ремонта. Никто не сможет взыскать с вас деньги, если в вашем доме управляющая компания и жильцы на общем собрании выбрали специальный счет как способ накопления взносов. Проводите собрание, выбирайте спецсчет, не вкладывайте деньги в очередную пирамиду.