Основным вопросом рабочего совещания, посвященного актуальным проблемам системы образования, стали результаты итоговой аттестации обучающихся 9-х классов.

Заместитель министра образования и науки Наталья Семенова пояснила, что для таких детей предусмотрено несколько вариантов получения дальнейшего образования: повторное обучение по общеобразовательной программе в следующем году, получение профессиональных навыков на курсах профподготовки или семейное обучение.

По мнению Ростислава Эдварса, школы должны стремиться к тому, чтобы учеников, не подтвердивших уровень образования, было как можно меньше. Поэтому финансировать обучение второгодников должны сами образовательные учреждения.

И депутаты, и представители регионального министерства образования сошлись на том, что социализацию учеников необходимо продолжать, однако при определении их дальнейшего пути следует исходить из критериев эффективности и целесообразности:

– Понятно, что большинство таких учеников не имеют желания учиться в школе. Стоит ли тратить бюджетные средства, заранее зная итог? Оптимальный путь – дать им возможность получить профессию, а на второй год оставлять только тех, кто не смог получить аттестат по объективным причинам, – считает Игорь Тихонов.

Поскольку отсутствие аттестата не позволяет выпускникам, не прошедшим государственную итоговую аттестацию, поступать в средние профессиональные учреждения, для них должны быть организованы краткосрочные курсы профессиональной подготовки по востребованным рабочим специальностям с возможностью одновременно проходить адаптированную общеобразовательную программу в вечерних школах.

По словам Натальи Семеновой, для того чтобы двигаться в этом направлении, необходимо внести изменения в областной бюджет. Пока в нем не предусмотрено финансирование профподготовки, поэтому пройти такое обучение подростки смогут только на платной основе. Понятно, что для большинства из них такой вариант не приемлем в силу разных причин. Стоит отметить, что эта проблема стоит не только в Ульяновской области – с похожими трудностями столкнулись почти все регионы РФ.

Участниками совещания было принято решение проработать нормативно-правовое обеспечение профессионального обучения и после анализа сложившейся ситуации вернуться к более детальному обсуждению вопроса.