Виктория Чернышева
Ленинский суд Ульяновска обязал страховую компанию заключить договор ОСАГО с жительницей города, посчитавшей, что ее права были нарушены. Таким образом, в многомесячной борьбе между страховщиками и автомобилистами была поставлена своеобразная точка. Суд подтвердил, что публичный договор (которым является ОСАГО) должен быть заключен с любым обратившимся потребителем.
Разбирательства между мамой двоих детей Анной Глушенковой и страховщиками длились более двух месяцев. Началось все с того, что в конце апреля Анна решила приобрести новый полис ОСАГО, так как срок действия старого закончился.
– Я обошла практически все страховые компании, располагавшиеся раньше в центре города. Многие из них были закрыты. В одной из компаний директор оказалась настоящей хамкой – в буквальном смысле, выгнала меня из кабинета, захлопнув перед лицом дверь. И все это под предлогом, что “вы нашим клиентом не являетесь”, – рассказывает Анна. – В филиале одной из федеральных компаний мне также сказали, что раз я не их клиент, то заключать новый договор они со мной не будут. Но я решила пойти до конца. Написала заявление, приложила к нему соответствующий пакет документов и передала страховщикам. Спустя пять дней они ответили мне письменно, что заключить договор не могут, так как в моих документах есть техническая ошибка – указана неправильная дата, с которой я просила оформить мне полис. И тогда я обратилась в суд.
Без полиса ОСАГО (а, значит, и без машины) жизнь Анны осложнилась. Двоих трехлетних малышей ей пришлось возить в садик на общественном транспорте. Но девушка решила пойти до конца и добиться-таки справедливости.
– На мой взгляд, то, что творится сегодня на рынке автострахования – это просто беспредел. Меня несколько раз унизили, оскорбили, заявили, что я скандалистка. Мнение клиентов страховым компаниям безразлично, – считает Анна. – А кто еще защитит наши права, если не мы сами?
Суд встал на сторону Глушенковой. Пока полис она не получила, но надеется на то, что это произойдет в ближайшее время.
По словам руководителя ульяновского Центра защиты прав потребителей Дениса Литвинова, консультировавшего Анну, это первый выигранный суд по индивидуальному заявлению.
– Прежде был выигранный иск в отношении одной из страховых компаний в защиту неопределенного круга лиц. Но кардинально ситуацию это не изменило: решение не работает, страховые компании по-прежнему нарушают права людей и отказываются заключать договора ОСАГО, – говорит Литвинов. – В случае же с Анной к делу подключатся судебные приставы, которые вправе штрафовать компанию за неисполнение решения суда – на 20, 50, 100 тысяч рублей за каждый отказ. Думаю, это будет действенной мерой.
Еще недавно в Центр защиты прав потребителей от “обиженных” автовладельцев поступало несколько десятков звонков в день. Сейчас же звонят в разы реже – благодаря тому, что юристы обнародовали методику, которая позволяет справиться с недобросовестными страховщиками. Кстати, именно по этой методике действовала и Анна Глушенкова.
– Согласно постановлению правительства РФ от 7 мая 2003 года N 263 “Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, автовладелец имеет право на свободный выбор страховщика. При этом компания не вправе отказать в заключении договора ОСАГО человеку, который обратился с заявлением о заключении договора и представил документы в соответствии с Правилами, – поясняет независимый юрист Константин Толкачев. – В этот пакет входит заявление (его можно скачать, например, на сайте Российского союза автостраховщиков); документ, удостоверяющий личность для физических лиц, либо свидетельство о государственной регистрации юридического лица; документ о регистрации транспортного средства – ПТС, техпаспорт, техталон или аналогичный документ; водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (если договор обязательного страхования будет предусматривать допуск к управлению транспортным средством определенных лиц) и диагностическая карта. Заявление с просьбой заключить договор в течение определенного срока (например, семи дней) с документами нужно отослать в страховую компанию по почте, либо отнести самому – в этом случае, страховщики должны письменно подтвердить, что они у вас этот пакет приняли. Если по истечению указанного срока вам либо откажут, либо ответа не будет вообще, обращайтесь в суд.
Напомним, с проблемой в получении полисов ОСАГО ульяновские автовладельцы пытаются справиться уже в течение нескольких месяцев. Ульяновская прокуратура возбудила 13 административных дел по факту нарушения страховщиками закона о правах потребителей, региональный УФАС усмотрели в работе одной из крупнейших компаний признаки нарушения закона “О защите конкуренции” и вынес ей предупреждение. Однако в корне ситуацию это так и не изменило.
Справка “РГ”
Получить бесплатную консультацию, касающуюся подачи заявления в страховую компанию, можно в ульяновском Центре по защите прав потребителей по телефонам: (8422) 49-63-13, 97-55-22.
павел
Ну обязательно надо добовить слова :малыш, малыши и др.производные, стариков что то забыли в это раз.
живу я в этом городе
Было бы неплохо,чтобы люди(адвокаты данного общества по защите прав потребителей), которые учат нас всех соблюдать законы, сами их соблюдали. Репортаж показанный про Крылова и Литвинова в прошлом году был более чем красноречив.