4 июля 2014 г. я побывала в Ульяновском Центре спасения птиц, где совершенно случайно узнала о том, что на Белом озере отдыхающими обнаружен раненый лебедь.
Вместе с Галиной Пилюгиной, главной ульяновской спасительницей птиц, записали видеообращение с просьбой о помощи, которое было послано в твиттере моим читателям – Зампредседателя Правительства Ульяновской области Александру Викторовичу Чепухину и Главному экологу Ульяновской области – Дмитрию Васильевичу Фёдорову.
Оба они сразу же откликнулись на просьбу. Но выехать на место, в Николаевский район, смогли лишь во второй половине дня 8 июля (вместе с директором подведомственного Минсельхозу Департамента по контролю и надзору в сфере охраны использования объектов животного мира и их обитания Сергеем Юрьевичем Бобковым и Галиной).
Вот как это было.

По дороге в “Прибрежный”

Чтобы добраться до Николаевского района, нам потребовалось часа четыре.
Там, у бензоколонки «Роснефти», нас встретил работник Николаевского лесничества, за которым мы проследовали к Белому озеру в районе санатория «Прибрежный».

Сторожат озеро.- Но от кого?

Белое озеро расположено в прекрасном сосновом бору, и дышится здесь совсем по-другому, чем в городе.
Охранники Дунаева, “прихватизировавшего” с помощью “независымых” профсоюзов и таких же чиновников практически все санатории ульяновского региона, не очень-то пускали нас в эти заветные места. Галина, с двумя рюкзаками, наполненными всем необходимым для оказания первой помощи птице, уже было развернулась и пошла назад, к машине, но я, «надавив на жалость», рассказала о раненом лебеде, и мы всё-таки смогли подойти к воде.

Сосна

Разведка

У Галины в руках оказался настоящий морской бинокль.
Она стала пристально рассматривать противоположный берег, однако увидела лишь парочку серых уток, качающихся на воде. Отдыхающие с удовольствием рассказывали нам о том, что лебедь здесь бывает по вечерам, подплывает к воде, ест хлеб с рук, но тут же уплывает.- А вот куда? – Увы, все показывали в разном направлении.

кряквы

Плывём по диаметру

В такой ситуации было принято решение объехать всё побережье. Сопровождать нас на лодке взялся мускулистый Семён. Он сказал нам, что с местными рыбаками часов в 5-6 утра, когда отдыхающие ещё не спят, ежедневно лебедя видит.
И скорее всего, поймать его удастся лишь утром.

Берега были сказочные, и всюду кипела своя жизнь: где детишки барахтались в воде, где мамы стояли на пристани с колясками, где рыбаки готовились развести костёр, кто-то спускал на берег резиновую лодку, опять же попались утки…
…Неожиданно перед нами на большой скорости проплыла «женщина-амфибия» с ластами на руках.- Буквально через минуту она оказалась почти на середине огромного озера.

Нашёлся!

Уже солнце стало клониться к закату, уже почти половину диаметра озера без затруднений преодолел Семён, налегая на вёсла, как вдруг… из-за его мощного плеча я увидела безо всяких биноклей белую точку.- Это был ОН, – наш лебедь!!!

Мне понадобилось сильно увеличить изображение, чтобы вы, читатели, увидели лебедя тоже.
Точно так же, на снимке с увеличением, через бинокль можно было разглядеть, что у него волочится по воде левое крыло.( Ещё на расстоянии 150-200 метров птица заметила лодку и скрылась в камышах.- Этот момент удалось запечатлеть на видео. Ррраз – и белого красавца нет уже!

“Спасательную операцию” вынужденно отложили

Доехав-таки до камышей и убедившись, что отыскать в них птицу невозможно, повернули назад, к противоположному берегу.- Тут нас встретили рыбаки и Сергей Юрьевич.- За время нашего отсутствия один из рыболовов-любителей успел поймать “вооооооооооот такого” карпа!!!

Шёл уже девятый час вечера… В результате было решено: Галине остаться, чтобы попытаться с рыбаками поймать его рано утром, а нам ехать в обратный путь. Созвонились с Ольгой Даниловой – главным ульяновским Айболитом, и та пообещала приехать на следующий день утром… из Димитровграда!

Продолжение истории раненого лебедя читаем сегодня в дневнике у Галины:

Ах, Белый теплоход!

«Лебедь был точен, как часы, за что и получил кличку «Теплоход», совсем как в одноименной песне Юрия Антонова.

Просыпался в начале шестого утра, очень долго чистился и в 7 часов отправлялся на завтрак к пирсу санатория Прибрежный, день проводил в «болоте» – густо заросшим рогозом и чахлыми лесными островками берегом с узкими протоками, а к вечеру в 19.00 приплывал на ужин к вышеозначенному месту…

Первый блин – комом…


..Первая попытка отлова была предпринята утром 9 –го с целью установления контакта и разведки состояния лебедя. Лебедь подпустил вплотную, слегка покусывая мои пальцы с кусочками хлеба, угрожающе шипел…
И если бы я предприняла немного другой угол атаки, не отвлекаясь на любопытствующих отдыхающих, он был бы у меня в руках уже утром.

Готовимся лучше.

После обеда 9-го июля подъехала Ольга Александровна Данилова, и после короткого отдыха мы начали готовиться к отлову…
Нам понадобилась большая сеть и около десятка людей – в основном, местных мальчишек и отдыхающей молодежи, – тех, кто добровольно вызвался участвовать в спасательной операции. Эта попытка завершилась ко всеобщей радости удачей (кроме лебедя, конечно.)

В лебедя стреляли!

Последний агрессивно огрызался, шипел и пребольно щипался.
Как в большинстве случаев, радостный финал омрачило последующее обследование, которое было проведено утром 10 июля в Ульяновске.
Оно подтвердило наши самые худшие опасения: на рентгеновском снимке отчетливо видны кусочки дроби, которые образовались в результате удара дроби о кости. В лебедя стреляли, несмотря на то, что Белое Озеро является особо охраняемой природной территорией и охота там запрещена.

Набраться сил и выжить

Двойной перелом крыла, скорее всего, не оставит птице шансов на реабилитацию в дикую природу. Лебедь сильно истощен, ему предстоит еще некоторое время набраться сил ,.. чтобы произвести операцию.
А пока мы подбираем ему питание, так как дикие лебеди очень привередливы и в неволе часто отказываются от еды».

…Как видите, история Белого теплохода продолжается…

Послесловие. По нашу людскую душу.

Выживет ли раненая птица – покажет время.
А пока хочется сказать следующее: понастроили возле заповедного озера заборов, так что к берегу не подойти, и те, кто понастроил незаконно, считают себя не больше ни меньше – хозяевами жизни!
А душа-то… подумали бы лучше о душе… Ведь всё к вам, изверги, сполна вернётся!

Не стреляйте в белых лебедей –
Душ людских печальную обитель.
Лебединый пух благословите,
Беззащитный в нежности своей…

Не стреляйте. Что вам от того?
Разве пара крыльев да подушка…
Стон над головой – то плачут души
По озерам с голубой водой…
А. Розенбаум

Здесь лирике – конец. Моё обращение.

Обращаюсь ко всем, кто ответственен в нашей области за спасение диких птиц и сохранение среды обитания: природоохранным прокурорам, экологам и чиновникам! (Считайте мою публикацию заявлением во все компетентные органы).

ПРОШУ

– предпринять все необходимые и достаточные действия по пресечению возможности отстрела редких птиц, занесённых в Красную Книгу Ульяновской области,

– наказать по заслугам всех, кто нарушает закон и возводит заборы до самой воды в охранной зоне памятника природы – Белое озеро!

P/S Фото и текст – из дневника Галины Пилюгиной, небольшой фотошоп с изобр. лебедя Белый теплоход – мой.