Мы начинаем серию интервью о миграционной политике нашего многонационального региона. На эту тему мы будем говорить со специалистом по миграционной политике Ульяновской области, экспертом АНО АРС « Ульяновского центра медиации и права», бывшим начальником отделения противодействия незаконной миграции УФМС Семеном Петровичем Сидоровым.

Сегодня обзорное интервью. Разговор о национальных диаспорах, проблемах национальной политики. В ближайших планах (рубрика планируется еженедельной) рассказ о профессиональных нищих, которые давно обосновались на улицах и проезжих частях города, о фиктивных браках, в которых супруги за все время так и не знакомятся друг с другом и многом другом.

Семен Петрович, для начала немного о вас: чем Вы занимаетесь и почему так осведомлены о миграционной политике региона?

Я долгое время проработал в милиции, это обязывает к общению с разными людьми. Последнее место службы – УФМС, где я работал начальником отделения противодействия незаконной миграции, т.е. с иностранными гражданами проходилось встречаться часто. Высшее юридическое образование позволяет мне делать некоторые аналитические выводы.

Поэтому я не понаслышке знаю всю миграционную обстановку в Ульяновске: знаю глав диаспор, которые находятся на территории региона, знаю всех ключевых игроков в этой сфере.

Понятно, что диаспор в нашем многонациональном регионе можно обозначить немало. Кого называют «основными игроками»?

В Ульяновской области основными можно назвать азербайджанскую диаспору во главе с Исламом Гусейновым, узбекскую во главе с Матякубовым и таджикскую.

Граждан этих иностранных государств в Ульяновске проживает больше других.

Если говорить про самые богатые диаспоры, то это армянская и азербайджанская. У них больше административного ресурса, т.е. они связаны с органами местной власти, а у их представителей имеется серьезный бизнес.

Ульяновская область поделена на несколько частей влияния иностранных граждан. Например, азербайджанская диаспора специализируется на торговле и общественном питании.

Представители этой национальности у нас в регионе делятся на две категории, каждая из которых носит свое название. Часть азербайджанцев, которые являются выходцами из Грузии, называют «марнеули» – по названию района, где живут одни азербайджанцы, другая часть «масаллы» – уроженцы Азербайджана. У нас в регионе проживает 90% представителей именно этих групп.

Таджики у нас в основном из города Колхозабада, они занимаются тем, что торгуют на рынках дешевой обувью и овощами.

Представители узбекской диаспоры заняты в строительстве. Без преувеличения 90% работников этой отрасли – выходцы из Узбекистана.

Вьетнамская диаспора также занимается торговлей, но исключительно на Вещевом, Промышленном  рынках, и на оптовой базе Гая-100. Эту диаспору можно назвать самой разобщенной, какого-то одного лидера там нет.

Можно отметить, что за последнее время почти у всех иностранных граждан сменилась сфера деятельности. Таджики оставили строительство, и пошли водителями общественного транспорта. Они же начинают обустраиваться в сфере ЖКХ, работают дворниками, а те, кто получил гражданство, занимают руководящие посты, повышают свой социальный статус.

Значит, что у нас созданы такие хорошие условия для их развития?

Условия созданы хорошие, но есть и перекосы.

Возьмем пример, граждане России отдают государству 13% со всех видов дохода, а те, кто приезжает на заработки, большая часть из которых получает патенты на работу, платят фиксированную сумму 1216 рублей в месяц и имеют право заниматься любым видом деятельности. В сезон те же таджики, работающие каменщиками, получают 40-50 тысяч, а отдают из этого в пользу государства всего ничего. Хотя среднестатистический ульяновец с зарплатой 20 тысяч отдает налогами более 2 тысяч рублей.

Такая же история с автомобильными штрафами. Если обычного россиянина за нарушение «закидают» штрафами и даже могут не выпустить из страны, то до нелегала, который колесит по России на личном авто, штрафы даже не дойдут. По нашему законодательству выходцы из бывших стран СНГ до 90 дней могут находиться на территории РФ без миграционного учета. А россияне без прописки могут пребывать только 7 рабочих дней, иначе им грозит штраф от 1,500 до 2 тысяч рублей.

Поясню, миграционный учет носит уведомительный характер. Встать на учет и находиться без регистрации в России до 90 дней можно за тысячу или полторы. Принимающая сторона, например, люди, в чьей квартире иностранцы будут зарегистрированы, приносят ксерокопию паспортов в миграционную службу, ставят их на учет  или отправляют по почте, это тоже вполне приемлемо.

Притом, если обычный человек платит «коммуналку» за каждого прописанного в квартире человека, то на иностранцев, находящихся на миграционном учете, это не распространяется.

И таких нюансов очень много.

Но сейчас же начали наводить порядок, появились обязательные нормы знания русского языка, всячески борются с нелегалами и «резиновыми квартирами». Этого мало?

Это все делается, иностранцев, трудоустроенных водителями, заставляют заново получать российские права. Но этого мало. Многие граждане устраиваются на стройки, но почему-то они не подтверждают свою квалификацию, например, в строительном колледже. У нас есть учебные заведения, где они бы могли это сделать, где они бы могли это сделать на платной основе.

Строится множество предприятий, почему бы не открыть при них курсы  для иностранных граждан, где перед устройством на работу, они доказывали бы свою профпригодность, получали соответствующий квалификации документ? (например, платные учебные комбинаты для иностранцев).

Они приезжают сюда, чтобы заработать деньги, и было бы нормой, если бы они платили нормальные налоги. Даже ситуацию с миграционным учетом можно использовать на пользу государству. Не отдавать все в руки посредников, приближенных к УФМС, сделать что-то вроде государственных доходных домов. Выделить несколько общежитий, возможно, несколько точек по районам, где иностранные граждане в любое время могли бы зарегистрироваться, проживать и постоянно находиться под контролем. Чтобы деньги от их пребывания на территории РФ шли государству, а не посредникам.

Таким же образом можно решить проблему «резиновых квартир». По действующему законодательству доказать, что в доме действительно проживает большое количество нелегалов, может только собственник жилья.

Надо вспомнить о своих интересах, наладить систему навести порядок и получать весьма немалые средства. Это ресурс и для региона и для всей страны.

Мы на своей земле должны регулировать трудовую миграцию. В первую очередь отправлять мигрантов туда, где не хватает сотрудников. Например, если в ЖКХ не хватает дворников, то направлять их туда. Если в строительстве не хватает рук, то иностранцы подтверждают свою квалификацию и отправляются работать строителями…

Нам не нужны продавцы, перекупщики или попрошайки. Профессиональные нищие, которые постоянно курсируют по проезжим частям и не только, это цыгане-таджики. Народ богатый и в Ульяновске занимает свою нишу. Выдворить их крайне сложно. Но это уже тема другого разговора.

Наша первостепенная задача – научиться контролировать все эти процессы. А для начала – осознать это как проблему и дополнительный ресурс развития. Тут нужно воздействовать не политически, а экономически: приехал – работай. Если целью поездки является работа, то у иностранного гражданина должно быть что-то вроде соц. пакета или страхового сбора, которые они могли бы приобретать пересекая границу РФ, куда входила бы и стоимость затрат государства на выдворение с территории РФ данного гражданина.

АНО АРС «Ульяновский центр медиации и права» открывает общественную приемную по миграционным вопросам.

Адрес: г. Ульяновск, улица Ленина, дом 64, офис 7.

Время работы: с 15:00 до 16:00 каждую вторую пятницу месяца.

Продолжение следует