Виктория Чернышева
Четвертый день в нескольких километрах от Ульяновска, в районе села Красный Яр, горит мусор на полигоне бытовых отходов. Справиться с возгоранием сложно: очаг горения находится на глубине. Чтобы закрыть полигон, потребуется решение суда. Жители села требуют ввести режим ЧС.

В нынешнем году это уже третье возгорание на свалке у Красного Яра: первое было зимой, второе – совсем недавно, на майские праздники. С огнем пытались справиться местные пожарные. По данным первого заместителя начальника Управления гражданской защиты Ульяновска Андрея Тамбовского, в первый же день, когда поступило сообщение о ЧП на полигоне, на место выехал пожарный расчет, в помощь которому выделили две автоцистерны от двух ульяновских муниципальных предприятий. Но потушить мусор не удалось по сей день.

Едкий дым распространился на десяток километров – его ощутили ульяновцы, живущие на другом берегу Волги. В настоящий момент тлеет уже весь полигон – а это более тысячи квадратных метров; в нескольких местах есть очаги открытого горения.

– Мы были сегодня на месте ЧП, запах жуткий – чувствуется, что горит пластик, а также биологические материалы – либо пищевые отходы, либо трупы животных, попавшие на территорию полигона незаконно, – рассказал корреспонденту “РГ” главный эколог Ульяновской области Дмитрий Федоров. – Нарушений, на наш взгляд, здесь масса. Объект должен иметь собственный пожарный расчет – для того, чтобы за считанные минуты потушить подобные возгорания. Но его нет. Шлагбаум при въезде на полигон открыт, весового контроля нет, так что судить о количестве завозимого сюда мусора можно только на глаз. Нет ямы для дезактивации колес. При нас в течение получаса к полигону подъехали четыре груженых мусоровоза, которые предприняли попытку заехать на территорию и вывалить мусор прямо на горящую площадку. Мы их спугнули, но, судя по всему, ненадолго.

Владельцы полигона, по словам Федорова, винят в произошедшем высокую температуру воздуха – в регионе несколько дней стоит жара. Но это объяснение, по мнению экологов, их не оправдывает.

– Судя по всему, здесь нарушена технология послойного захоронения отходов: по правилам, каждый слой ТБО должен утрамбовываться специальной техникой и пересыпаться, в идеале, суглинком или черноземом. Этого, с большой долей вероятности, сделано не было, что и привело к ЧП, – уточняет Федоров.

Больше всего от едкого дыма сейчас страдают владельцы близлежащих дач и села Красный Яр. Как уточнил Тамбовский, результаты замеров проб воздуха в санитарной зоне полигона в районе населенного пункта показали превышение предельно допустимых норм. Людям рекомендовали как можно реже выходить на улицу, надевать при необходимости ватно-марлевые повязки, пить поливитамины, принимать чаще душ, промывать нос и горло. Некоторые красноярцы уже спешно эвакуировались из села, увезли детей в Ульяновск, к родственникам.

Региональное управление Росприроднадзора возбудило по факту возгорания на полигоне административное дело, но это проблему быстро не решит.

– Выдать лицензию просто, а вот отозвать ее при действующем законодательстве и арбитражной практике почти невозможно. Для этого необходимо без сбоев провести от трех до шести внеплановых проверок (а такое их количество прокуратура попросту не согласует) и выиграть не менее четырех судов в течение года в отношении одного и того же объекта, – говорит руководитель управления Александр Каплин. – Дело по возгоранию, которое произошло на этом полигоне 9 мая, до сих пор не рассмотрено в суде. Разбирательства по этому ЧП, скорее всего, затянутся до осени. Мы будем настаивать на возбуждении уголовного дела.

Проблему красноярского полигона, судя по всему, решит только дождь: заливать ее силами пожарных расчетов, по мнению Каплина, бесполезно. Из-за нарушения технологий захоронения отходов она подобна торфянику. Хотя Дмитрий Федеров уточнил, что в ближайшее время будет еще одно обращение в МЧС, с просьбой предпринять меры по тушению открытых очагов огня.

Видя то, что справиться с проблемой пока не может никто, ульяновцы начали сами искать выход из сложной ситуации. “Если у города нет возможности самостоятельно потушить свалку, то просим ввести в селе Красный Яр режим ЧС для привлечения помощи из других городов (в крайнем случае запросить пожарные вертолеты и самолеты, доказавшие свою эффективность при тушении полигонов ТБО в Подмосковье). Учитывая прогноз погоды и ожидаемые высокие дневные температуры воздуха, предлагаем не прекращать процесс тушения горящих отходов, чтобы не усугублять ситуацию. На период тушения пожара или в случае, если планируется “ждать осадков и самостоятельного затухания ТБО”, предлагаем отправить детей из села Красный Яр в санатории области”, – предлагает горожанин Дмитрий Лунин.

Его поддержала ульяновская общественница Наталья Лазарева:

– Еще мы предлагаем установить минимум два пункта мониторинга состояния воздуха в Заволжском районе Ульяновска, в том числе – в районе детского отделения пульмонологии на проспекте Сурова, который первым принимает на себя ядовитую гарь из Петрова оврага. С ней тоже не могут справиться уже более 2,5 лет.