21 июля православные христиане отметят День Казанской иконы Божией Матери («явление образа Пресвятой Богородицы во граде Казани»). Эта чудотворная икона — одна из наиболее почитаемых в Русской Церкви святынь: и как покровительница семьи — образ дарят при венчании и при крещении детей, и как целительница в болезнях, и как спасительница Отечества в лихолетье смуты, войн, народных бедствий. Журналисты «Молодежной газеты» отправились в Татарстан, чтобы узнать историю обретения иконы и услышать о чудесах, случившихся по молитве перед нею.

Есть мнение, что до революции 1917 года в сознании большинства русских людей название губернского города Казани ассоциировалось, прежде всего, с чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. Но сейчас при упоминании этого города в голову приходит мысль, что это, в первую очередь, столица Татарстана. Тем не менее, подъехав в будний день к Казанско-Богородицкому монастырю, который в настоящее время является мужским, первое, что нам бросилось в глаза – это толпы людей, приехавшие издалека поклониться иконе и попросить Святую Заступницу каждый о своем.

Явилась во сне
Наш собеседник, иеродиакон Харлампий сначала ведет нас к месту обретения Казанской иконы Божией Матери – оно находится здесь же, на территории монастыря.

− История Казанского Богородицкого женского монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери, − говорит он. − А началось все в 1579 году. Это было время правления Иоанна Грозного, и Казань уже находилась под его властью (Казань была взята в 1552 году).

По словам иеродиакона Харлампия, в начале июля 1579 года в Казани случился большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока. Но город вскоре начал вставать из руин. Отстраивал заново дом и стрелецкий сотник Данила Онучин (церковное предание говорит о нем как о стрельце, хотя Онучины — нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI в.). Его дочери, двенадцатилетней Матроне, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Проснувшись первый раз, она подумала, что это был просто сон, и не поверила в него. Но на следующую ночь Матрона вновь увидела Богородицу, которая повторила свой наказ. Тогда девочка рассказала о привиденном матери, но та не поверила ребенку. После этого Божия Матерь явилась юной девушке в третий раз с тем же наказом, после чего Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону.

Женский монастырь
На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в церковь Николы Тульского, откуда, после молебна, перенесли ее с Крестным ходом в Благовещенский собор. Известно, что во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.

Изложение обстоятельств обретения святыни и описание чудес, а также список с иконы были посланы в том же году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

− Через несколько лет деревянный собор был перестроен,− продолжает наш собеседник. − Его сделали каменным, но из-за того, что он не отапливался, хранилась Казанская икона Божией Матери в нем только в теплое время, а зимой ее переносили в церковь Николы Тульского, которая вскоре также вошла в состав монастыря.

Со временем монастырь разрастался, число монахинь достигло 500. У монастыря были свои сады, огороды, пасека, швейная мастерская, церковно-приходская школа и многое другое.

Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. К началу XX века он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, была разрушена в советское время.

Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 гг., утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров.

Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. и Софийская надвратная церковь, которая с 1993 года передана Казанской епархии. В глубине квартала расположены двухэтажные Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор.

Потеря
− В 1904 году произошла трагедия: Россию потрясло известие о краже чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря, − сокрушается иеродиакон Харлампий. − Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями, не нашла подтверждения. Однако похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей.

Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в одной из ярославских церквей.

Далее судьба монастыря была такой же незавидной, как и судьба многих других обителей по всей России. В монастырских храмах в советские годы располагались разные предприятия и учреждения.

И только 21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, где в торжественной обстановке Казанской епархии был передан чудотворный «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери, установленный в Крестовоздвиженской церкви и находящийся здесь поныне. Через два года монастырь начал новую историю своего существования как мужской. По словам иеродиакона, на электронную почту монастыря время от времени приходят письма с благодарностью и рассказами о том, что доброго произошло в жизни людей после молитвы перед святыней.

Спасала и помогала не раз
В старые времена также записывались чудеса, совершенные Богородицей. Казанский митрополит Ермоген (Гермоген), который участвовал еще в первом Крестном ходе с обретенной иконой (впоследствии — Всероссийский патриарх и священномученик, канонизированный Русской Церковью в 1913 году), еще в 1594 году составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых он был. В повести описаны случаи, когда слепые начинали видеть, недвижимые – ходить, многие болезни, терзавшие людей, отступали после молитвы перед иконой.

А через год, 8 июля, в честь обретения иконы было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери (по новому стилю – 21 июля).

− И много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским воинам, − рассказывает иеродиакон Харлампий. − Так, в 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками в то время заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате Москва от поляков была освобождена, что было приписано заступничеству Божьей Матери.

В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе — 22 октября (4 ноября). А список, бывший в ополчении, поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор.

Но это еще не все. В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Приказ Сталина
В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов святыня также сыграла важную роль.

С Казанской иконой Божией Матери обходили крестным ходом вокруг Ленинграда. В десяти храмах города зимой 1941 года начались регулярные богослужения. По рассказам очевидцев, народ не расходился даже во время бомбежек.

И произошло удивительное. Гитлер изменил свои планы, приказав остановить танки перед самым Ленинградом, хотя не представляло большого труда войти в измученный город. Благоприятный момент оказался упущен, и произошел перелом событий. Враг так и не переступил черты, проведенной крестным ходом вокруг осажденного города.

После Ленинграда Казанская икона находилась в Богоявленском соборе Кремля, откуда в дальнейшем ее перевезли в Сталинград.

Вокруг Москвы чудотворная икона была обнесена самолетом «Ли-2», пилотируемым личным пилотом Сталина, впоследствии маршалом авиации Александром Головановым. Он вспоминал, что погода стояла абсолютно нелетная. Шквальный, порывистый ветер с метелью и температура минус 50 по Цельсию делали невозможными ни взлет, ни посадку. Однако исключающий все возражения приказ Иосифа Сталина заставили летчика поднять самолет в воздух. Сопровождали чудотворную икону православный священник и три женщины-певчие. Во время такого трудного полета шума моторов почти не было слышно, хотя они и работали исправно…

Запрет на религию на какое-то время перестал действовать, о Победе тогда молилась вся Россия. Рассказывают, что под обшивкой легковой автомашины маршал Жуков возил копию иконы Казанской Божией Матери…

Выслушав все эти чудесные истории, с каким-то особым волнением и трепетом мы заходим в храм. К иконе выстроилась внушительная очередь. Каждый прихожанин, перекрестившись, замирает перед ней, шепчет молитву, просит о помощи. У многих на глазах наворачиваются слезы, но зато после этого отходят с кроткой улыбкой на губах и спокойным взглядом. Заступница обязательно поможет.

Вера МЕРКУЛОВА.