Василий Александрович Уланов родился 14 сентября 1926 года. Вдумайтесь, ведь это – первая половина прошлого, двадцатого, века. А за окнами – век XXI, который уже «разменял» свое второе десятилетие. Мы встретились и побеседовали с Василием Улановым, участником Великой Отечественной, полковником в отставке, боевым летчиком, почетным гражданином Ульяновска у него, дома несколько дней назад. О чем толковали? И о героическом боевом прошлом, и о дне сегодняшнем, и оказалось, что прошлое неотделимо от настоящего. Жизнь так ведет нас, выстилая дорогу и бедами, и радостями. И все-таки сначала – о войне.
По дороге с облаками
Василий с детства мечтал о небе, хотел быть летчиком и только летчиком. А ведь уже шла война, его отца, который Первую мировую закончил в звании старшего унтер-офицера, призвали в 1942-м. Сын тогда заканчивал школу. И когда заплаканная младшая сестра принесла ему повестку из военкомата, он сказал ей: «Что ты плачешь, радоваться надо, ведь меня позвали Родину защищать!».
– Но в летчики, – лукаво посмеивается Василий Александрович, – я попал «по блату». Упросил родственника моего приятеля, тот работал в военкомате, чтоб направили в летную школу. Он и помог.
Так семнадцатилетний парнишка сделал первый шаг в небо. Учеба была короткой, в декабре младший сержант (а сержантские лычки он получил за отличные показатели в учебе) Василий Уланов принял присягу и убыл на фронт. И вот тут получилась интересная ситуация: прибыл он со своей группой к месту назначения, а ему говорят: нет твоей части, дорогой товарищ, улетели.
Никто из ребят остаться в наземных войсках не захотел, и подались (ведь практически мальчишки!) догонять свою летную часть, которая с упорными боями уходила все дальше на запад. Догнали все-таки, и уже в апреле Василий Уланов совершил свой первый боевой вылет. И впервые увидел, как падал подбитый немцами самолет его боевого товарища.
Это – в 18 мальчишеских лет! Но в эти 18 лет было у него на счету уже 10 боевых вылетов, и одна из самых главных наград для бойца – медаль «За отвагу». А всего за войну было этих вылетов у Василия Уланова 72. И наград боевых добавилось: два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медали «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «За боевые заслуги».
– Война – войной, – улыбается Василий Александрович, – но мы ведь были очень молодыми. Перелетал как-то наш полк к новому месту дислокации. Летим над освобожденной Украиной, как раз по курсу – родное село нашего командира. Он четыре года писем не получал и самому писать было некуда – немцы хозяйничали там. Сесть нельзя – идем боевым порядком, снижаться тоже не положено. И ведь придумали же: командир письмо буквально на коленке написал, мы его завязали в платочек, для веса камешек положили, и на подлете командир разрешил мне немного отстать, максимально снизиться и бросить письмо у его родного дома. И ведь получилось! А мы дальше полетели.
Мирные годы семейного «экипажа»
Война закончилась, а служба продолжалась. Окончив Харьковское военное училище связи, Василий Александрович начал карьеру кадрового военного. И в первый раз за всю войну приехал в отпуск на родину – в село Тагаи Майнского района. И удачно, недосказать, съездил. Увидел одноклассницу своей младшей сестры, которая писала ему письма на фронт, удивился тому, как выросла и похорошела Ниночка Сягаева, и решил вопрос на месте – взял и сосватал десятиклассницу. Со свадьбой тянуть не стали, сыграли как положено. А назавтра у молодой жены – выпускной экзамен по истории СССР. Сдала – и началась у Нины Сергеевны кочевая жизнь офицерской жены.
Более 30 лет семья Улановых прожила походной жизнью. Из гарнизона в гарнизон, а всего их насчитали супруги 18.
Окончательно приземлился семейный «экипаж» Василия Александровича в Ульяновске в 1974 году. И стал боевой офицер осваивать азы оседлой гражданской жизни. Про «заслуженный отдых» он и сейчас разговор не поддерживает. Он работал инженером на предприятиях города, 15 лет возглавлял Совет ветеранов Засвияжского района и сейчас ведет активную общественную работу в плане организации патриотического воспитания молодежи.
Я спросила: «А как нынешняя молодежь воспринимает ваши рассказы на встречах с ними?»
– Да как всегда: во время беседы кто-то слушает со вниманием, кто-то вполуха,-ответил ветеран, – но рассказывать о тех временах необходимо. Я ведь с боями пролетал над Западной Украиной и видел ее не в кино. Это страшно, когда дым от взрывов – до неба, когда все в огне. И поверьте, человек беспомощен перед этой страшной силой, если он не вооружен, а слаб и беззащитен. Вот для того чтобы этого не повторилось, а ведь сегодня Западная Украина стоит на грани новой войны, говорить об этом надо, и говорить молодым, пусть они слушают правду о войне из уст очевидцев, пусть будут готовы к защите своей Родины.
Галина Антончик