Сегодня, на пятый день пожара на полигоне ТБО в Красном Яре, в областном правительстве прошло заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям под руководством замгубернатора Николая Маркина. В своем вступительном слове Николай Петрович отметил, что свалка, о которой идет речь, горит из года в год и потому у него складывается впечатление, что это такая модель бизнеса: проще сжечь мусор, чем утилизировать его как положено. В ходе совещания собравшиеся услышали аргументы, косвенно подтверждающие, что Маркин, скорее всего, прав в своих догадках.
Александр Каплин, глава управления Росприроднадзора по Ульяновской области, рассказал о возбужденных административных делах в отношении руководителей полигона. Они будут привлечены к ответственности за нарушение технологии обращения с ТБО и за превышение предельно-допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере. Каплин привел результаты лабораторного исследования: ПДК диоксида азота превышена в 2,12 раза, оксида углерода в 1,92 раза, диоксида серы в 1,74 раза, фенола (по гидроксибензолу) – в 4,5 раза. Это является основанием для проведения расследования по статье 8.21 КоАП. Кроме того, поскольку нарушения полигоном допущены не впервые, Росприроднадзор намерен настаивать на приостановке его деятельности и передать в прокуратуру материалы расследований, чтобы та вышла в суд с иском о полном запрете деятельности полигона.
Главный эколог Ульяновской области Дмитрий Федоров рассказал о грубых нарушениях, выявленных в ходе выезда на полигон. Так, на полигоне не дежурил пожарный расчет, а потому огонь не был потушен сразу после появления. Еще одно нарушение – слои ТБО на свалке не пересыпались слоями грунта, как того требуют правила. Именно поэтому огонь до сих пор не удается потушить. По мнению Федорова, ликвидировать возгорание следует путем засыпки тела полигона грунтом с последующей утрамбовкой.
На заседании присутствовал также депутат Ульяновской городской Думы Валерий Безруков. Многие уверены, что он имеет прямое коммерческое отношение ООО “Полигон”, которому принадлежит красноярская свалка. Николай Маркин напрямую спросил его об этом.
– Я там не работаю, учредителем предприятия не являюсь, – заявил Безруков.
Тем не менее за полигон он вступился, заявив, что по его информации потушить пожар до сих пор не удается из-за того, что открытый огонь не позволяет работать технике. Дмитрий Федоров возразил:
– Находясь на полигоне, я видел, как туда продолжают прибывать машины с мусором. Они получали условный сигнал, что на свалку им пока нельзя, и ждали, пока мы уедем, скрываясь неподалеку.
Выходит, мусор на полигон выгружать можно, а грунт для тушения огня – нельзя?
Маркин предположил, что владельцы полигона попросту не заинтересованы в том, чтобы максимально быстро потушить пожар. Мол, ждали пока сгорит побольше.
Сам полигон на заседании КЧС представлял директор. По его словам, возгорание произошло в результате несчастного случая. Потушить пожар не удается из-за… нехватки техники. Услышав этот довод, возмутился глава администрации Ульяновска Сергей Панчин:
– Нанимайте технику! В наших муниципальных организациях она есть, но вы же даже не обращались к нам, заняли странную пассивную позицию.
По словам директора полигона, пересыпка мусора грунтом производилась через каждый метр (то есть Федоров, по мнению директора, врет). В настоящий момент площадь возгорания составляет примерно 850 квадратных метров, ведутся работы по засыпке тела полигона с применением 6 единиц техники.
Депутат Безруков рекомендовал руководителям полигона добавить еще 10 единиц техники, чтобы потушить пожар к утру.
На том и порешили. Маркин дал срок до середины завтрашнего дня, напомнил, что в окрестностях Красного Яра в эти дни собираются многочисленные гости города, в том числе иностранные (участники пляжной IT-конференции UlCamp) и владельцы полигона, допустив этот пожар, подставили всю область. Маркин потребовал руководителей “Полигона” извиниться перед красноярцами. Напомнив, что ситуация находится на контроле у находящегося в отпуске губернатора, Николай Петрович закрыл заседание КЧС.