Ведущая программы- Виктория Чернышева.

В.Ч.-Добрый вечер всем, кто слушает радио «2х2». В эфире программа «Один из нас».

Ульяновская область, к сожалению, до сих пор остаётся  в числе российских лидеров по количеству  ВИЧ инфицированных.  Их число растёт, не смотря на все предпринимаемые медиками меры. Специалисты полагают, что носителей вируса может быть больше, просто они об этом ещё не знают. О том  можно ли всё таки остановить эпидемию, как обезопасить себя и своих близких от инфекции  расскажет — главный врач  областного центра профилактики и борьбы со СПИД  Ибрагимова Лилия Эдхямовна.

В.Ч.-По последним данным, количество инфицированных за первое полугодие 2014 года выявлено 485 новых случаев ВИЧ инфекции. И это положительный прирост почти на 19% в сравнении с прошлым годом. Главный вопрос,который всех волнует- почему?

Л.И.-Здравствуйте. Цифра на самом деле статистическая, а реальная цифра гораздо больше. Больше тех людей, которые не обследуются. Больше людей, которые боятся обследоваться. И больше людей, которые просто не обращают внимания на своё здоровье. В лидерах регионов мы достаточно,давно и есть  положительная динамика. Начиная с этого года мы вышли  из десятки регионов России в которых отмечается большое количество ВИЧ инфицированных. Мы сейчас занимаем 13 место. Хочу сказать, что эпидемия пришла в регион ,так скажем, по автомобильной трассе. В начале 2000-х годов инфекция приехала к нам  из Самары,через Тольятти и Димитровград в Заволжье, и потом на эту сторону. Эпидемия продолжает развиваться.

В.Ч.-Почему этот путь? С  чем он связано?

Л.И.-В то время, это был в основном наркотический способ передачи инфекции. Это связано с тем, что в область пришли наркотики. Вначале пришло распространение вирусного гепатита, а затем и ВИЧ инфекции. Эпидемия развивается ежегодно и мы отмечаем то рост  новых ВИЧ инфекций, то  не значительное снижение. В прошлом году у нас было значительное снижение, а в Самарской области был рост. В этом году у нас рост, а в Самарской области незначительное снижение. Мы на прямую зависим от близ лежащих территорий. К сожалению, Самарская область входит в тройку лидеров и наше соседство с этой областью играет существенную роль.

В.Ч.- Как сегодня передаётся вирус? По прежнему в среде наркоманов?

Л.И.-Если говорить из всех случаев,которые зарегистрированы в области, а их более 13000, то на первое место, больше 50%  конечно парентеральный способ передачи. Эту цифру дал толчок в 2000-х годах. Если говорить о новых случаях регистрации, то на первое место вышел половой способ передачи, он лидирует с 2006 года и составляет более  70%. К сожалению, так как на данный момент этот путь лидирующий, то сменилась и группа пациентов обращающихся к нам. Если раньше мы говорили о маргинальных слоях общества, в настоящем это и социально адаптированное население- это те, кто имеют работу и семью, кто нормально живёт. Т.е. это не те люди, на которых мы иногда показываем пальцем, которые ведут аморальный образ жизни, а это мы сами.

В.Ч.- Люди, которые вовремя не позаботились о своей защите. А кто сегодня в основном заболевает инфекцией?

Л.И.-Из совокупных цифр на  первом месте из заболевших- мужчины, потому что из числа заразившихся в 2000 году  99% были мужчины. На настоящий момент  соотношение заболевших мужчин и женщин примерно поровну, и с 2006 года всё же, у эпидемии женское лицо. В прошлом году заболевших мужчин было больше -51 %. А в этом году мы видим, что больше обращаются женщины. В этот связи и растет количество случаев другого способа передачи инфекции. Это передача инфекции ВИЧ от матери ребёнку.  Женщины хотят рожать детей. Статистика говорит о том, что даже если партнёры ВИЧ инфицированные есть шансы рождения здорового ребёнка. Если женщина хочет иметь здорового ребёнка и она делает всё, что бы он родился здоровым: встаёт на учёт в женскую консультацию, она обследуется так как это положено,  в случае обнаружения ВИЧ инфекции принимает лечение, то риск рождения инфицированного ребёнка всего 2%.

В.Ч.-Сколько сейчас ВИЧ инфицированных детей в нашем регионе?

Л.И.-Всего за весь период эпидемии родилось 2406 детей.  Это дети, рождённые от ВИЧ инфицированных матерей.  У них есть два варианта: в 1,5 года  делая им определенные анализы мы говорим, что ребёнок здоров и он больше не наблюдается в нашем центре или  у ребёнка обнаруживается ВИЧ инфекция. На 1 июля у нас 144  ребёнка подтвердили диагноз  ВИЧ инфекции. На самом деле,это не такая большая цифра. Учитывая, что основные случаи  ВИЧ инфицирования были в начале  эпидемии, когда женщины принимали наркотические препараты и  не хотели лечиться, говорили о  том, что я не буду травить своего ребёнка таблетками и т.д.

В.Ч.-Какова судьба детей  с ВИЧ инфекцией, сколько им отмерено?

Л.И.-Если вернуться  к истокам начала эпидемии в РФ- в Ростове, в Алисте, в Волгограде в 90-х годах.  Тогда были и первые случаи заражения детей, на них были направлены самые современные лекарственные средства, которые были на тот момент и часть из этих детей до сих пор живы, часть погибла в силу определенных обстоятельств.  Отрадно сказать, что  дети которые живы проводили много времени вмести и из них сложилось несколько семейных пар  и у них уже есть собственные здоровые дети. Мы знаем о трёх таких детях. Этот путь передачи управляем со стороны медицинских работников. Я считаю, что в плане это  путь передачи на который мы можем хоть как-то воздействовать, говоря и рассказывая об этом мамам, используя определенные нормативные документы, потому что беременные женщины должны в обязательном порядке обследоваться. К сожалению или к счастью, именно женщина принимает решение рожать или не рожать ребёнка. Именно женщина принимает решение принимать или не принимать препараты. К сожалению, бывают случаи когда  женщины говорят, что не верят и не хотят принимать лечение. И как  показывает практика риск заражения ребёнка в таких случаях гораздо выше. Если мама следует рекомендациям врачей она может родить и вырастить здорового ребёнка.

В.Ч.-Многие боятся заразиться инфекцией иными путями- у стоматолога или когда делают маникюр или татуировки. Это действительно возможно или это мифы?

Л.И.-Я ответственно заявляю, что нет ни одного случая заражения именно таким путём. Если это не переливание крови в медицинском учреждении- у нас было  три случая заражения при переливании донорской крови в 2000-2001 годах. Тогда кровь не проходила такой тщательной карантинизации как это есть сейчас. Хочется отметить простую боязнь людей. Мы боимся спросить и узнать у мастера маникюра или стоматолога — как обрабатываются используемые инструменты? И если у Вас нет доверия к этому мастеру, попросить обработать инструменты при Вас или обратитесь к другому специалисту.  Если при Вас инструменты обработают  спиртосодержащим раствором, а при  тату или пирсинге используют одноразовые иглы- то нет ни какой вероятности заразиться не только ВИЧ инфекцией, но и вирусным гепатитом. Вирусный гепатит передаётся в разы легче, чем ВИЧ.

В.Ч.-То есть достаточно обработать спиртом инструменты, что бы убить инфекции?

Л.И.-Да, двукратная обработка или смена насадок и игл. Нужно и важно спрашивать и узнавать.

В.Ч.-Да конечно, наше здоровье в наших руках. Вы говорили про донорство. То есть сейчас исключена возможность заражения при переливании крови?

Л.И.- В Ульяновской области исключена возможность заражения при переливании донорской крови.  После тех трёх случаев заражения в 2000-х годах были выделены новые помещения и закуплено новое оборудование. Сейчас построена новая и современная станция переливания крови- где проводят тестирования не только методом имунноферментного анализа, но ПЦР-диагностика, т. е. Это самый совершенный метод на сегодняшний день. Вся кровь закрывается на карантин- 3-6 месяцев и так далее. Только после прохождения карантина и обследования донора кровь можно переливать. Сейчас  этот путь передачи исключен почти на 100%.

В.Ч.-Кроме случаев переливания на прямую?

Л.И.-Да, но такое бывает очень редко.

В.Ч.-Меня заинтересовал факт- заразившихся женщин больше, чем мужчин. С чем это связано? Мужчины реже обследуются?

Л.И.-Возможно. Если говорить о женщинах, они действительно обследуются чаще, а при беременности в обязательном порядке. Во многих учреждениях при беременности женщины рекомендуют обследовать и партнёра. Хотя каких либо нормативных документов, которые регламентируют обязательность обследования мужчин — нет.  К сожалению, говоря о распространении инфекции именно в социально адаптированной среде хочется отметить, что человек работающий мало обращает внимания на своё здоровье. Вот когда Вы проходили диспантеризацию?

В.Ч.-В «насильном» порядке, если работодатель обяжет проходить медицинскую комиссию.

Л.И.- Есть призыв- ходить и обследоваться не когда что-то болит, а заранее  совершать профилактические осмотры.  Тоже самое связано и с ВИЧ инфекцией- если у Вас есть какие то сомнения, нужно пойти и обследоваться.

В.Ч.-Я понимаю, что ситуация с ВИЧ и в России в целом тяжёлая? Как Вы думаете,не стоит ли ввести обязательный анализ на ВИЧ?

Л.И.-Этот вопрос обсуждается уже давно. Я считаю, что  в обязательном порядке мы не сможем выявить даже тех у кого уже есть  ВИЧ инфекцию, потому что очень длительный инкубационный период.

В.Ч.-А сколько он длится, пол года по моему?

Л.И.-Да. От 2 недель и до полугода. К сожалению, не даст ничего прицельное обследование  всех и регулярно. Конечно,обследоваться надо. В том числе- законодательно закреплено  добровольное обследование.

В.Ч.-У нас же есть обязательное прохождение флюорографии- раз в год. Почему бы и здесь так не сделать,хотя бы раз в год.

Л.И.-Проблема- инкубационный период.  А иногда выявляется инфекция уже поздно.

В.Ч.-Какие районы у нас являются лидерами по заболеваемости ВИЧ инфекцией?

Л.И.-Лидеры в Ульяновской области сформировались в 2000-х годах и сохранились на текущий момент – Новоульяновск, Димитровград. Если говорить об Ульяновске- Железнодорожный район.

В.Ч.-Почему? Какие причины?

Л.И.- Если говорить про Димитровград- причина близость к Самаре. Про Новоульяновск- здесь много  лиц не работающих и т.д. А железнодорожный район Ульяновска вышел в лидеры не так давно, долго в лидерах был Заволжский район, потом Засвияжский.

В.Ч.-Сложно спрогнозировать как будет в следующем году?

Л.И.-Конечно. Единственное- если пул уже заложен, то выйти из лидеров регионов уже сложно.

В.Ч.-Вопрос- судьба ВИЧ инфицированных. Понятно, что многие  приходят кто на ранней стадии кто на  последней-СПИД. Сколько вообще занимает лечение? Сколько они могут  прожить после того как начинают лечиться.?

Л.И.-Есть люди, которые живы с момента начала эпидемии в 2000-х годах. И некоторые из них до сих пор не принимают лечение- их иммунитет  работает сам. Если говорить о том сколько проживёт каждый конкретный пациент- сложно. Все мы рождаемся с разным иммунитетом, приобретаем различные заболевания  в процессе жизнедеятельности, плюс вредные привычки которые мы заработали-курение,алкоголизм,приём наркотиков и т. д.  Имеет значение какой к нам приходит больной. Важно то, как человек отнесётся к этому заболеванию. Когда мы говорим о том, что у Вас ВИЧ инфекция и это касается и иных заболеваний, например онкология, мы в первую очередь не верим в самое худшее. Мы говорим о том, что у нас этого нет, это у других, со мной это ни как не может быть связано  и т. д. То как отреагирует пациент на объявление наличия заболевания  тоже очень важно. Кто- то возьмёт себя в руки и поймёт, что бороться можно и нужно,   а есть и те кто могут смириться и прожить столько, сколько отведено. С 2006 года у нас есть  весь арсенал лекарственных средств, который способен продлить жизнь пациента. Естественно- чем раньше пациент к нам обратился, то во  время назначенное лечение влечёт за собой меньше побочных эффектов, легче переносится начало лечения и т.д.  Если пациент приходит в далёкой стадии — СПИДА, или как мы говорим- в продвинутой стадии ВИЧ инфекции, значение лечения  уже более сложное, существует больше побочных эффектов.  Продвинутой стадии ВИЧ инфекции иногда свойственны и иные оппортунистические заболевания- туберкулёз, гепатит и иные. Соответственно необходимо лечение и этих заболеваний, а это большая нагрузка   на печень.  Конечно, наш призыв к тестированию во время и к своевременному становлению на учёт это не просто так, это для того что бы облегчить начало лечения пациента.  До 2006 года мы только назначали профилактику беременным женщинам, а с приходом Национального проекта «Здоровье» у нас появился весь арсенал лекарственных средств.

В.Ч.- Лекарства для больных бесплатные?

Л.И.-Для ВИЧ инфицированных это бесплатно. До прошлого года мы делали заявку и Москва поставляла все необходимые препараты. А начиная с прошлого года нам выделяются федеральные средства на лечение ВИЧ инфицированных больных. В прошлом году это было 275 миллионов рублей, в этом году- 268 миллионов рублей.

В.Ч.-ВИЧ это не приговор, верно?

Л.И.-Да, конечно.

В.Ч.-Как они дальше продолжают жить? Ведь не секрет, что узнав о заболевании человека , некоторые работодатели не берут на работу  и т. д. Есть такие случаи?

Л.И.-Сейчас таких случаев стало меньше. В  начале эпидемии  приходили люди и говорили о том, что  ко мне относятся по другому.  Общаясь с нашими пациентами, я могу сказать, что тут палка о двух концах. Многие из пациентов достаточно сильные личности, они  говорят о том, что не хотят что бы люди знали об их заболевании  потому, что не хотят жалости к себе, не хотят что бы к ним относились как-то по особому. Конечно, бывают определённые трения  и с руководством и в рамках учреждения, но официально  ещё ни кто не пришёл и не написал заявления, что бы мы стали разбираться в том, что к нему относятся как-то с гонением из-за его статуса.

В.Ч.-То есть в этом случае Вы можете как-то защитить?

Л.И.-В этом случае, конечно, мы можем воздействовать на работодателя. Я не говорю о том, что он  беспрекословно оставит этого человека на работе и повысит ему зарплату и т. д. Но мы можем разговаривать об этом. У нас с 2009 года  существует проект «Здоровье на работе», мы приходим к работодателям, которые предоставляют нам  время  и говорим об этом. О том как себя вести,  о том, что ВИЧ воздушно капельным путём не передаётся. Если на рабочем месте мы занимаемся только работой, то заразиться практически не возможно. Человек сам может не знать свой ВИЧ статус. Поэтому говорить  о том, что среди нас нет  инфицированных так просто нельзя. Мы говорим о том, что возможно такие есть среди нас, но они такие же как и мы с Вами.

В.Ч.-Заразиться ВИЧ сложнее, чем к примеру туберкулёзом.

Л.И.-Да, конечно. Туберкулёз- это воздушно капельный способ передачи.

В.Ч.-Я знаю, что у Вас есть служба знакомств?

Л.И.- Да. Хочется сказать, что ВИЧ сообщество  достаточно  сильное, эти ребята могут помогать друг другу  в плане консультаций.  Вы можете позвонить на наш телефон доверия-  464239 и мы свяжем Вас с теми людьми, которые Вам помогут.  Считается, что только равный консультант может понять  боль и состояние человека, узнавшего о диагнозе. Только он может правильно подобрать слова.  У нас есть служба знакомств- и есть положительный опыт, когда люди нашли друг друга, когда люди создали семьи и у которых уже родились здоровые дети.

В.Ч.-Много таких семей уже есть?

Л.И.-Официально зарегистрировано три семьи. Не официально таких семей больше.

В.Ч.- И это радостное событие- жизнь продолжается.

Л.И.-Да.

В.Ч.-Существует ли какая-то скорая психологическая помощь для людей узнавших о диагнозе ВИЧ?

Л.И.-Есть телефон доверия, который отвечает  на любые вопросы. Наши врачи имеют опыт объявления диагнозов,  опыт подготовить человека к такой информации. Мы хорошо сотрудничаем с психологической службой наркодиспансера. С психологами с ул.Ленина 104, которые  могут оказать помощь и содействие в принятии информации об этом диагнозе. Принятие любого диагноза -это очень сложно.

В.Ч.- Наша передача подошла к завершению. Нашим радиослушателям хочется пожелать- берегите себя и своих близких, проходите обследования- ведь чем раньше будет выявлено заболевание, тем лучше для лечения.  Благодарю за интересную беседу главного врача  областного центра профилактики и борьбы со СПИД  Ибрагимову Лилию Эдхямовну.