За три года с начала действия федерального закона, предусматривающего предоставление многодетным семьям бесплатных участков под индивидуальное жилищное строительство, практически ничего не изменилось. Бесплатные наделы выделяют буквально в чистом поле, лишенном инфраструктуры. Обещали сделать много, но что происходит на деле? Мы разобрались в этом вопросе и выяснили, что надежды на исполнение обещанного в ближайшие годы практически нет.
Напомним, что программа по выделению многодетным бесплатной земли начала действовать с 2011 года. Согласно ей, многодетные семьи получают землю под индивидуальное строительство.
По данным департамента госимущества и земельных отношений Ульяновской области на 1 июля на учет для предоставления участков поставлено 4624 многодетные семьи. За время действия программы всего им было предоставлено 1912 участков. А именно: в 2011 году – 92 земельных участка, в 2012 году – 456 земельных участков, в 2013 году – 481 земельный участок, в 2014 году – 883 земельных участка, в том числе 155 участков за июнь. В очереди на получение земельного участка стоит сегодня 2520 семей. Для предоставления сформировано 1159 участков, из них 958 – в Ульяновске. До конца года планируется сформировать дополнительно 276 участков. Участки предоставляют вблизи Ишеевки, села Луговое, поселка Карлинское, а также в квартале «Г» в Новом городе по проспекту Дружбы народов.
Многодетным – чисто поле, бизнесу – коммуникации
Однако на бумаге все выглядит гораздо оптимистичнее, чем на самом деле. Ведь предполагалось не просто распределение свободных земель, а решение жилищной проблемы. Выдать многодетным семьям бесплатные земельные участки – только половина дела. Необходимо провести туда все коммуникации. А вот с этим как раз большая проблема.
В Ульяновской области многодетным семьям отдали самые окраинные территории: заболоченное поле около Ишеевки, участки около села Луговое, окраину поселка Карлинское вдоль ж/д путей, а также квартал «Г» в Новом городе. В основном это были земли сельхозназначения. Естественно, что там нет ни дорог, ни коммуникаций. Это самые отдаленные места, куда, соответственно, дороже всего тянуть инфраструктуру.
«Раз участок предназначен для строительства, то должны быть коммуникации. Почему выделяют наделы в чистом поле без всего? Участки с готовой инфраструктурой были отданы губернатором придворнорму бизнесу для застройки: получил Соловьев 1300 га, Алимов, Майер кусок Санта-Барбары урвал с коммуникациями», – говорит отец пятерых детей Ильмир Валиев.
По словам Валиева, в 2012 году губернатор Сергей Морозов клятвенно обещал перед тогдашним президентом Дмитрием Медведевым, что в этом году будет железно вся инфраструктура и все коммуникации.
«На самом деле отчитались перед Москвой, пропиарились на глазах у всей страны, с помпой раздали цветные шарики, самые первые вручили сертификаты на участки, на этом все и закончилось. Ничего не сделали до сих пор, – продолжает многодетный отец. – Мы-то сразу поняли, что это пустышка. Люди использовали материнский капитал, собственные средства вложили, начали стройку. Некоторые коробки поставили. А в итоге попались: там невозможно строиться, там невозможно жить!»
Замылили проблему
Многодетные семьи уверены, что власть их обманула и ничего не изменится.
«На коммуникации выделили 7 млн. рублей, а по предписанию должны были выделить 100 млн. рублей. – я видел документы. И что на эти деньги можно сделать? Да ничего! То есть коммуникаций не будет, там никто ничего построить не сможет. Все это вранье для отвода глаз. Была дорожная карта, где были расписаны коммуникации, но ее куда-то дели, появилась новая. Так можно бесконечно принимать проектные сметы и так далее, заниматься бесконечной чиновничьей галиматьей. Чиновники только говорят на совещаниях и все, замылили проблему», – негодует Валиев.
Единственное, чего все-таки удалось добиться – это подведение электричества. Но и этот жест «доброй воли», по словам Валиева, был сделан после митинга-скандала многодетных семей. Впрочем, он рассказал, что ни одна семья пока не подключилась к электросетям, ни одной лампочки не загорелось.
«По предварительным подсчетам на создание инфраструктуры нужно порядка 1,7 млрд. рублей. Их нет. То есть в свое время на замену бордюров по всему городу 2 млрд. рублей нашли, а для многодетных 1,7 млрд. рублей до сих пор найти не могут!», – возмущается Валиев.
Кто-то так и не встал на очередь из-за бюрократической машины. Прежде чем оказаться в списке очередников, придется побегать по инстанциям, собрать кучу справок да не один день просидеть в очередях.
«Семьям очень тяжело, ни в одну госпрограмму по улучшению жилья обычная многодетная семья попасть не смогла. Нужно собрать кучу бумаг, кучу ксерокопий. Отсидеть кучу очередей – это просто невозможно!», – отмечает Валиев.
Беда еще и в том, что не все готовы строиться на выделенной земле. Некоторые семьи откровенно еле сводят концы с концами.
Поэтому многие, махнув рукой на обещания власти, решают проблему по-своему – продают злополучные участки. Все чаще на сайтах бесплатных объявлений мелькают подобные сообщения. Вот только желающих прикупить проблемные участки не так и много.
Пропиарились
Наталья Гаврилова – многодетная мать. Три года назад она получила участок юго-западнее Ишеевки, на который возлагала большие надежды. Думала, построит дом для своей большой семьи, вот только обещанную инфраструктуру создадут. На этой ноте начала строительство дома. А вместе с ней фундамент заложили еще несколько семей. Увы, все, что за это время сделали для многодетных, – осенью 2013 года провели электричество.
«Там нет ни дорог, ни газа, ни воды, – рассказывает Гаврилова. – В основном люди побросали свои участки. Куда только мы не обращались, отправляли запросы губернатору по интернету – в ответ – ваше письмо перенаправлено в министерство строительства. Звонили Букину, чтобы договориться о встрече. Пообещали собрать нас, но так никто и не встретился. Кроме этого, не у всех есть возможность построить дом на участке, поэтому мы неоднократно просили губернатора Сергея Морозова и главу города Марину Беспалову о разработке социальной программы поддержки многодетных семей по части строительства. Безрезультатно. Говорят, есть программа по предоставлению льготного ипотечного кредита для многодетных семей. Но и она толком не работает. Я сама обращалась в Сбербанк, мне сказали, что о такой программе не знают. Выходит, власти хорошенько пропиарились, с помпой вручили сертификаты и на этом все закончилось».
Кто ответит?
Почему многодетные семьи не верят власти? Когда же, наконец, решится проблема? И что для этого делает власть?
За ответами мы обратились в самые разные структуры, так или иначе причастные к проблеме. В департаменте соцзащиты почему-то открестились, сославшись на то, что вопрос этот нужно адресовать минстрою, мол, у директора есть сегодня дела поважнее – размещение беженцев. В минстрое ответили, что построить инфраструктуру без проектно-сметной документации не могут, этим занимается город. На подробности почему-то времени не нашлось, Александр Букин оказался настолько занятым, что тоже не нашел времени пообщаться с нами.
«В администрации создана рабочая группа, которая занимается решением всех вопросов. Но все упирается в финансирование, оно, к сожалению, не в тех объемах, которые необходимы, – отметили в пресс-службе администрации Ульяновска. – На обеспечение инфраструктурой земельных участков многодетным нужно 1 млрд. 656 тыс. рублей. Учитывая размер городского бюджета, сумма неприподъемная. Но проблемы постепенно решаются в рабочем порядке. Были выделены средства на межевание участков. В 2013 году разработана ПСД на участки в Карлинском, Ишеевке. Силами ОАО МРСК «Волга» подведены электросети в Луговом, Карлинском, Ишеевке. Выделяли грейдеры для расчистки грунтовых дорог, примыкающих к участкам. На создание инфраструктуры предусмотрено софинансирование городского и областного бюджета. На эти цели в 2014 году городским бюджетом запланировано 12 млн. 720 тыс. рублей».
Когда же решится трехлетняя проблема? На этот вопрос нам не ответил, увы, никто.
Свалили на муниципалитеты
Впрочем, в аналогичную западню с бесплатными участками попали не только ульяновские многодетные семьи. Ситуация характерна для всей России.
По официальным и экспертным оценкам, из порядка 540 тысяч многодетных российских семей, подавших заявки, землю получили не более 170 тысяч семей. При этом инфраструктурно оборудованными из выделенных земельных участков, и то – частично, является порядка 12 %. До 70 % всех выделенных участков находятся на неудобьях, а нередко – на болоте или в зонах экологического бедствия, например, на скотомогильниках или захоронениях радиоактивных веществ.
«Неудивительно, что к строительству за три года приступили менее 15 тысяч многодетных российских семей», – отмечает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Почему федеральный закон, направленный по большому счету на улучшение жилищных условий многодетных семей потерпел фиаско?
«Прекрасная и правильная абсолютно идея о необходимости выделения многодетным семьям бесплатных и инфраструктурно-оборудованных земельных участков безобразно реализуется, – считает Крупнов. – Почему? Во-первых, нет никаких стандартов по ее реализации. Во-вторых, федеральный центр сбросил все это на уровень субъектов и даже муниципальных образований. Сейчас, когда пришло время отвечать за все, это очевидно. Видно, как все аккуратненько сваливают на муниципальные образования. Вроде бы это они провалили указы президента. А муниципальные образования у нас на 99% не просто дотационные, а без копейки в казне! Поэтому гениальное решение верховной власти полностью провалено чиновниками профильных министерств и ведомств. А ведь федеральный центр не должен самоустраняться, он должен принимать участие. Причем основную финансовую нагрузку на инфраструктуру согласно указам президента, а это порядка 500 тысяч рублей на один участок – должен нести федеральный центр. Должна быть федеральная госпрограмма, предусматривающая федеральное софинансирование. Скажем, из этих 500 тысяч рублей на один участок хотя бы 200 тысяч рублей должны быть деньги федеральные. Об этом никто даже не думает. Ничего подобного до сих пор не сделано».
«Городки демографического будущего»
В сложившейся ситуации, считает Крупнов, необходимо массированное единое городское инфраструктурное планирование, единый коллектор инфраструктуры, безусловно, с льготными подключениями электричества, газа и так далее. Институт демографии, миграции и регионального развития (ИДМРР) предлагает в срочном порядке перейти от хаотических решений на муниципальном уровне с квазирынком отдельных земельных участков к строительству федеральной сети специализированных поселений для многодетных – так называемых «городков демографического будущего», состоящей из порядка 200 таких городков по 2–4 в каждом регионе.
Крупнов отмечает, что такое типовое поселение для многодетных могло бы представлять из себя компактную и в основном малоэтажную комплексную застройку в черте существующих городских поселений или рядом с ними для 300 – 2000 многодетных семей. А также дополнительно для стольких же семей, имеющих льготы по жилью или земельным участкам, для коммерческой реализации желающим – примерно до 50 % от общей численности всех льготных семей. В основе поселения изначально должно лежать создание развивающей и воспитывающей среды, что требует передовых решений в сфере образования и здравоохранения, по инженерно-коммунальной и транспортной инфраструктуре.
«Нужно строить федеральную сеть «городков демографического будущего». Мы предложили идею городского демографического общества как единое централизованное выделение земельных массивов с единым градостроительным планированием на основе типовых решений. Сейчас приступили к реализации пилотного проекта по строительству такого городка демографического будущего в Волгодонске. Разрабатываем возможные решения для микрорайона «Борисовичи» в Пскове, проекты в Торжке и Нелидово Тверской области. Мы это уже начали и мы это сделаем. Только возникает вопрос, зачем нам тогда федеральный центр?!», – вопрошает Крупнов.
Он считает, что это фундаментальное решение жилищной проблемы вообще, то есть появляются дополнительные возможности решить проблему жилья для бюджетников, льготников, проблему ветхого и аварийного жилого фонда и так далее.
«Это все единая проблема. И на самом деле это провал минстроя и минрегиона в целом по жилью и организации массированного и доступного жилья. Федеральный центр с его финансами, специалистами не может хотя бы в качестве примеры дать эту землю в одном муниципальном районе и скидывает эту задачу на 1818 несчастных муниципальных образований. Это просто безумие, это кризис федерального управления», – заключает Крупнов.
Все-таки хочется надеяться, что решением этой проблемы серьезно займутся как на местном, так и на федеральном уровне. Чтобы не оказалось, что в очередной раз хороший в принципе посыл окончательно превратился в фикцию.
Кстати
Как выяснилось, существует и другая проблема – не все многодетные семьи получают свои участки вовремя. По закону решение о предоставлении земельных участков должно быть принято в течение 30 календарных дней со дня регистрации заявления. При отсутствии сформированных земельных участков, либо в случае, когда количество заявлений превышает количество сформированных земельных участков, органы местного самоуправления обязаны сформировать земельные участки в течение восьми месяцев со дня регистрации заявления.
На днях прокуратура Цильнинского района выявила, что администрация района больше года тянула с решением о бесплатном предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства земельных участков в селах Большое Нагаткино и Арбузовка по заявлениям 6 многодетных матерей. Кроме этого более 9 месяцев ущемлялись интересы 5 многодетных женщин, имеющих по три ребенка. Прокурором Цильнинского района направлено в суд 11 исковых заявлений, обязывающих чиновников предоставить указанным семьям, воспитывающим 34 детей, земельные участки в селах Большое Нагаткино и Арбузовка.