Мы продолжаем серию интервью по вопросам миграционной политики с экспертом АНО АРС «Ульяновского центра медиации и права», бывшим начальником отделения противодействия незаконной миграции УФМС Семеном Петровичем Сидоровым.
Сегодня мы поговорим об актуальной, но не популярной для обсуждения проблеме фиктивных браков с иностранными гражданами.

Семен Петрович, для начала расскажите, насколько актуальна эта проблема у нас в регионе и как много случаев?

Эта проблема, на мой взгляд, актуальна везде. Из года в год законы усложняются, получать российское гражданство становится все сложнее, поэтому начинает появляться все больше предприимчивых иностранцев. Фиктивные браки это одна из лазеек в законе, как следствие, отличный способ для ускорения процесса получения гражданства.

Чаще всего этим злоупотребляют граждане Вьетнама, Таджикистана и Азербайджана. Это своеобразный бизнес, где на фиктивный брак существует цена – в Ульяновске в среднем стоит 30-35 тысяч рублей.

Иностранец, вступая в брак с гражданином России, в упрощенном виде получает гражданство, минуя всякие квоты и прочие дополнительные преграды, хотя для завершения процесса они должны прожить в браке не менее трех лет.

Для заключения таких браков мужчины обычно находят женщин в возрасте, матерей одиночек, или женщин, которые занимаются этим профессионально. Не происходит никакого интервьюирования в ФМС, где просто пообщавшись с супругами, психолог может легко определить живут ли они вместе, фиктивен или нет данный брак.

В последнее время за эту проблему активно взялись, но предпринимаемых усилий все же недостаточно. Случаев фиктивной регистрации много, а раскрытых нарушений закона подобного рода – единицы. Это связано с недостаточной нормативно-правовой базой, т.е. нет дополнительного понятия, какие доказательства нужно предоставить, чтобы признать брак фиктивным.

Например, я предлагаю внести поправки в административный кодекс, в закон о полиции. Приведу пример: участковому, чтобы попасть к любому гражданину в квартиру для проверки, нужно иметь на руках решение суда или серьезные основания предполагать, что в квартире совершено преступление. Когда должностное лицо идет проверять, где находятся муж или жена, настоящий их брак, или фиктивный, то он натыкается на закрытые двери и проверить ничего не может.

Надо законодательно закрепить, чтобы иностранные граждане, состоящие в браке с россиянами, обязаны были доказывать, что у них действительно семья, а не фиктивный брак, который, в случае выявления, необходимо расторгнуть до получения иностранцем российского гражданства.

Доказательствами может послужить наличие в квартире зубной щетки «супруга», или каких-то вещей. Если судить по западным меркам, то люди, заключившие брак с иностранцами, раз в полгода проходят анкетирование, они должны подробно ответить на вопросы об особенностях своего супруга. Также обязательны комментарии соседей, которые могут рассказать, когда и во сколько молодожены возвращаются домой. Это уже можно считать доказательством не фиктивности брака.

Бывали случаи, когда женщин, согласившихся на эту аферу, обманывали и не давали обещанных денег?

Бывали и не раз. В идеале женщина берет обещанные деньги сразу после регистрации брака, супруги больше не видятся, а через три-четыре года, когда иностранец уже полноценный гражданин РФ, они разводятся.
Но есть случаи, когда после заключения брака женщина не получает ничего кроме штампа. Так называемый муж на связь не выходит, а жалоба в полицию будет признанием соучастия в мошенничестве. В этом случае женщина попадает в ловушку.
Такая проблема есть во всех странах, но механизмы решения уже существуют. Там получается то, что не правоохранительные органы должны уличить в лже-браке, а наоборот, молодожены доказывают свою искренность.

Зачем это иностранным гражданам? Ведь они и так могут находиться на территории РФ до 90 дней без проблем, периодически продлевая срок пребывания…

Многие граждане по окончании 90 дней должны либо покинуть страну, либо получить патент, либо разрешение на работу, но некоторые выбирают более простые и долгосрочные решения.
Если иностранец затевает в Ульяновске какой-то бизнес, то ему выгоднее на три года получить временное проживание, а в дальнейшем гражданство. Вместе с регистрацией брака он получает фактическую неприкосновенность. Согласно Европейской конвенции в отношении семей, в данном случае ни суд, ни федеральная миграционная служба, ни другие организации не могут принять решение о выдворении иностранного гражданина, даже если он нарушит какие-то законы.

Это обман государства, это очередной нечестный способ заработать в чужом государстве. Такие лица зачастую уже имеют семью на родине, а российский брак – это способ заработать больше, потратив еще меньше. На человека с временной регистрацией есть хоть какие-то рычаги воздействия (аннулировать регистрацию и депортировать на родину), а на гражданина, находящегося в фиктивном браке, повлиять в данных условиях практически невозможно.

Необходимо создавать условия, при которых граждане РФ будут защищены от лиц, нарушающих законодательство таким образом.