Мы начинаем цикл публикаций о единственном сохранившемся историческом кладбище Симбирска-Ульяновска – Воскресенском некрополе на улице Карла Маркса, которому 27 июля исполнилось 140 лет. Кладбище было открыто как Новое городское в 1874 году, а закрыто решением горисполкома в 1972 году. Архивист Антон Шабалкин рассказал, как открывали и закрывали кладбище, а также о людях, похороненных здесь, среди которых бывший Симбирский городской голова, Герой Советского Союза, архиереи нашей епархии. Имена многих похороненных здесь знают почти все ульяновцы – поэт Дмитрий Минаев, князь Сергей Баратаев, офтальмолог Григорий Суров, кавалер трех Орденов Славы Александр Аблуков, педагог Вера Кашкадамова, актриса Лия Радина, праправнук Александра Пушкина и многие-многие другие.
Кто первый – неизвестно
Итак, хоронили на этом кладбище почти целое столетие. Отдельные захоронения (преимущественно, священнослужителей) появлялись и после официального закрытия.
«Кто стал первым жителем кладбищам Города мертвых, мне, к сожалению, найти не удалось, – отметил Антон Шабалкин. – Я посмотрел все метрические книги за 1874 год, но там не указывали, кто был первый – есть несколько первых».
Поделили на участки
Когда городская дума размежевывала территорию кладбища, для упорядочения было решено разбить ее на участки с платой за погребение. Первая аллея – ближайшая к храму – 25 рублей за погребение, вторая – 10, третья – 3 рубля, дальше на окраинах – бесплатно. С католико-лютеранского участка деньги не брали.
После открытия кладбище чуть не закрыли
Кладбище открыли, но через несколько лет его чуть не пришлось закрывать, потому что в низовьях Волги, в Астрахани, появилась так называемая ветлянка (ветлянская чума). Впрочем, пока судили, опасно ли это и сколько потребуется средств на устройство нового кладбища, ветлянка, к счастью, прекратилась. И вопрос решился сам собой.
Закрыли в 1972 году
С годами кладбище стало растягиваться вдоль дороги, впоследствии улицы (сейчас Карла Маркса). Постепенно город расширялся, и кладбище стало со всех сторон окружено домами. И поэтому 1 августа 1972 года было принято решение о закрытии трех старых кладбищ – этого, старого еврейского на Робеспьера и старого татарского на севере. После этого кладбище, будучи закрытым, принимало только единичные захоронения: сюда «подхоранивали» родственников, а также здесь хоронили священнослужителей.
Спрятались от милиции на кладбище
К сожалению, кладбище зарастало и становилось достаточно криминальным объектом.
«Даже мне дважды приходилось быть свидетелем при разбирательстве тех или иных дел по кражам на кладбище», – рассказал Антон Шабалкин.
Здесь же произошла и эта жуткая история.
Послевоенный Ульяновск. Летняя ночь. Два грабителя, которые где-то обчистил квартиру, решили, что ночью шататься с узлами опасно – может встретиться милицейский патруль – решили переночевать на кладбище. Оно тогда еще было действующее, и там были заготовлены ямы под захоронения. И вот сбросили они в эту яму свои тюки и сами туда устроились, решив отметить удачно проведенную операцию. Но когда они откупорили бутылку и начали пить, вдруг из могильной тьмы раздался хриплый голос: «Ребят, мне-то глоточек оставьте!» Бросив все награбленное и бутылку, они бежали, куда глаза глядят. А дело было вот в чем: в пекарне на Куликовке женщина-пекарь в тот день что-то отметила, напилась, и ноги принесли ее на кладбище. Сил идти дальше не было, она спустилась в ближайшую яму и «отрубилась». Но когда она услышала бульканье водки, молчать не смогла и попросила оставить ей глоток. Когда с криками и воплями грабители дали деру, она доползла до бутылки, выпила и прикорнула на тюках с краденым. Так поутру ее кладбищенские сторожа и нашли и вызвали милицию.
«Эта история стала широко известной, а вычитал я ее в книге московского ученого Сергея Корытина «Тигр под наркозом», посвященной воздействию алкоголя и наркотиков на человека и животных», – заметил Шабалкин.
Трамваи благословили
Когда в 1960-е годы решался вопрос о прокладке трамвайной линии по улице Карла Маркса, было необходимо согласовать этот вопрос с батюшкой. Один из работников трампарка пришел к местному священнику, показал проект, батюшка задал несколько технических вопросов, после чего на проекте вывел «Благословляю». Так что трамваи здесь идут с благословения.
А что после закрытия кладбища? Периоды губернаторов
После 1972 года кладбище постепенно умирало, а в 2000 году на него обратил внимание тогдашний губернатор Юрий Горячев. Здесь была установлена схема с нумерацией по кварталам. За каждым кварталам были закреплены те или иные предприятия, учебные заведения и организации города.
«А мы, архивисты и студенты, ходили сюда и переписывали могилы. В «Народной газете» по некоторым кварталам публиковали списки. К сожалению, эта работа осталась незаконченной. Все распечатывалось на машинке, сдавалось куда-то, но куда все делось, неизвестно. Кроме того, женщина, которую увольняли с кладбища за пьянство, некоторые списки на прощание сожгла», – вспоминает архивист.
В период губернаторства Горячева кладбище было приведено в порядок, много вывезено мусора, сухих деревьев. Тогда была и отреставрирована церковь – она приняла свой нынешний по окрасу вид.
Во времена следующего губернатора Владимира Шаманова здесь, пожалуй, было самое худшее положение: тогда массово разворовывался цветной и черный металл по всему городу, в том числе, и на кладбище.
К 135-летию кладбища, в 2009 году, краеведы хотели подготовить справочник по наиболее известным захоронениям, но, увы, из-за отсутствия надежд на финансирование этого сделано не было. Зато в 2011 дизайнер УлГТУ Юлия Гончаренко составила вот эту схему, которая в 2014 году была размещена при входе на кладбище.
Воскресенская церковь видела двух патриархов
Итак, кладбище было открыто в 1874 году. Но прошло 30 лет, а церковь не появлялась, стояла только маленькая часовня. В 1904 году сюда приезжает новый архиерей епископ Гурий. Он начинал службу на Дальнем Востоке, был епископом Камчатским. Затем его перевели в Самару, а потом в Симбирск. При нем в часовне с востока был пристроен полукруглый алтарь, с запада – колоколенка. Архитектор Петр Малукало (в Симбирске его фамилию переделали в Малукалов) сделал проект, но городская управа запретила строительство на муниципальной земле. Гурий обратился в Святейший Синод, но там только развели руками. Решить вопрос тогда не удалось.
В архиве есть три нереализованных проекта церкви, а вот реализованного не осталось. У города, к примеру, был проект Леонида Анненкова – городского архитектора.
Еще один проект:
Но денег у города не было. В 1906 году приехал тогда еще мало известный Федор Ливчак. Он и решил вопрос с церковью, создав свой проект. В 1911 году состоялось освещение храма в византийском стиле. Крест водрузили в 1910 году (он был заменен в 2000 году).
«Это единственный сохранившийся у нас храм с дореволюционными внутренними росписями», – рассказал Антон Шабалкин.
1941 год – все храмы в городе закрыты, остается единственная церковь на кладбище. Городские власти принимают решение 2 августа закрыть храм и сдать его в аренду под засыпку зерном. Он был закрыт около месяца. Храм спасло то, что осенью было принято решение эвакуировать сюда из столицы религиозные центры. Этот храм – единственный в городе, видевший двух будущих патриархов – Сергия (отсюда он переписывался со Сталиным, Епархиями, назначал других епископов и митрополитов), а также митрополита ленинградского Алексия Симанского, будущего Алексия Первого.
Первоначально в церкви были синие купола, а в 2012 году во время реставрации купол заменили на позолоченный. Здесь был священнослужителем Владыка Прокл.
На алтарной стене изображено Воскресение Христово. Антон Шабалкин показал фотографию, сделанную им в Самаре в Покровском соборе: роспись художников Криволуцкого и Князева, очень похожую на роспись Воскресенской церкви. По мнению Шабалкина, скорее всего, художников или их учеников пригласили расписывать и наш храм.
Хотят поставить на охрану
19 июня на заседании департамента по культурному наследию рассматривался вопрос о постановке на госохрану территории Некрополя. Ольга Свешникова будет делать экспертизу. При этом, по мнению Антона Шабалкина, необходимо ставить на госохрану не отдельные захоронения, а всю территорию.
«Чтобы ухаживать за всем историческим кладбищем и поддерживать его в нормальном состоянии, лучше, если это будет единая территория с единым хозяином», – отметил он.
Продолжение следует…