31 июля. Авторская программа Константина Толкачева. Тема программы-проблема защиты от коллекторов.

Ведущий- Константин Толкачёв.

Жители Ульяновской области берут очень много кредитов, но не всегда отдают. Банки и микрофинансовые организации постоянно обращаются к коллекторским агентствам, чтобы взыскивать долги. К сожалению, коллекторы стали настоящей головной болью практически каждого ульяновца. Все чаще корллекторы действуют на грани законности и прибегают к спорным методам давления на людей.

Коллекторский бизнес растёт на 40 процентов в год, а это означает, что почти каждый из нас сталкивается с коллекторами.

Сегодня у нас в студии руководитель Центра защиты прав потребителей- Денис Литвинов. И вначале хотелось бы спросить у Вас- кто такие коллекторы и что такое коллекторское агентство?

Д.Литвинов- Коллекторы- это люди, которые к Вам как к должнику, никаких отношений не имеют. Коллекторские агентства- это коммерческие организации, которые пытаются заработать денег на ваших долгах. Ни каких особых полномочий, по отношению к потребителям, у них нет. Для потребителя колекторы могут только предоставлять информационные услуги, но они даже не гарантируют достоверность информации. Суть информационной услуги- Вы якобы должны какую-то сумму денег каким-то лицам или организациям.

К.Толкачёв- На основании чего действуют коллекторы?

Д.Литвинов- Коллекторы действуют на основании договорённостей с банками. Мы говорим об уступке прав требования. То есть, банк заключает договор с коллекторским агентством, по которому часть оплаты кредита будет выплачена за работу коллекторам, а часть банку. Или коллекторы покупают кредит и выплачивают деньги банку. Второй вариант: коллекторами могут представляться сотрудники банка, с которыми заключен агентский договор. Третий вариант: банк может создать отдел, который будет обзванивать должников и использовать другие способы до судебного взыскания с должников.

К.Толкачёв- До эфира, через социальные сети, поступило много вопросов на эту тему. Самые злободневные и наиболее часто встречающиеся вопросы: какие формы работы коллекторов существуют, как разделить психологическое давление и юридические, легальные формы? Какие формы деятельности коллекторов можно назвать незаконными?

Д.Литвинов- Согласно действующему законодательству- любое психологическое давление, угрозы являются не законными. Существует сложность в доказывании того, что в Ваш адрес были высказаны угрозы. Действие коллекторов- информирование Вас о том, что Вы кому то должны и в случае если не заплатите этот долг, то у Вас могут возникнуть дополнительные финансовые расходы. Это единственный способ работы коллекторов в рамках законодательства. Но в реальности коллекторы действуют на грани закона. Коллекторы стараются заработать деньги на Вашем долге- стараются не угрозами, а интонацией передать проблему, как чрезвычайно опасную и необходимую для устранения.

К.Толкачёв- К нам поступил вопрос- что делать, если коллекторы угрожают уголовной ответственностью,тюремным заключением?

Д.Литвинов-Да, такое бывает- это одна из форм давления. По нашему законодательству и в цивилизационном обществе существует инстанция, которая определяет- кому и что Вы должны или не должны. Это суд. До тех пор, пока суд не решил, что Вы кому-то что-то должны, Вы ничего и ни кому не должны.

К.Толкачёв- То есть, если нет решения суда.

Д.Литвинов- Да. Работа коллекторов- только информирование.

К.Толкачёв- Что делать, если коллекторы вывешивают информацию о человеке, как должнике публично- при входе в подъезд, в подъезде, на этаже?

Д.Литвинов- Здесь однозначно нарушение Конституции- статьи о неприкосновенности личности. В нашей практике были такие случаи. Подобные действия коллекторов, порочащие честь и достоинство человека, зачастую отрицаются и банками и коллекторскими агентствами. Потому что, в случае подтверждения причастности банков или коллекторов к распространению такой информации, для них последует определенная законодательством ответственность.

К.Толкачёв- Значит, в данном случае- человек может обратиться в суд для защиты своих прав?

Д.Литвинов- Да. Человек может защищать свои права. Но будет существовать проблема в доказывании – кто именно распространил эту информацию. Есть ещё один момент. Долг у человека может быть на основании кредита, а может быть и выдуман. Иногда сам потребитель не может определить достоверность этого долга. Взяв кредит, согласившись на проценты, человек иногда не замечает, что подписав договор согласился и на какие-либо дополнительные услуги. Не давно у нас был случай- в Ульяновске прошла серия писем «счастья» от коллекторского агентства, которое находится за пределами Ульяновска. Суть писем в том, что люди, которые пользовались услугами связи одного очень крупного оператора, задолжали за 2007 год около 700 рублей. По данному вопросу к нам поступило почти полторы тысячи звонков. Дальше были обращения к оператору связи- он всё отрицал. Коллекторское агентство так же отрицало. Но есть люди, которые повелись на это и заплатили деньги. Узнать количество таких людей невозможно, но те, кто обратили с нам- получили свои деньги обратно.

К.Толкачёв- Один из актуальных вопросов- как быть с назойливыми звонками и смс?

Д.Литвинов- В этом есть и наша с Вами вина. Мы иногда слишком доверчивы к сотрудникам компаний, банков и т. д. Мы смело выкладываем им личную информацию, о своих родственниках, друзьях, работодателях. После этого сталкиваемся с тем, что наши знакомые попадают под психологическую атаку со стороны коллекторов. Как быть: во-первых мы не обязаны предоставлять информацию о знакомых при получении кредита или иных договоров. Не обязаны давать телефонные номера родственников, знакомых, друзей, работодателей и т. д. Во-вторых- если всё же телефонные звонки начали поступать, лучше всего сменить телефонный номер.

К.Толкачёв-Либо заблокировать входящий звонки и сообщения с этого номера?

Д.Литвинов- Да. Но они всё равно работают, меняют номера. Был случай- человек купил компьютер в 2005 году, а звонки от коллекторов по этому кредиту начали поступать в 2014. Человек объяснял, что кредит уже погащен, объяснял про существование исковой давности. Но зачастую общение происходит с коллектором, который не хочет этого понять, у него есть только опросник, который ему составил психолог. Цель коллектора не разобраться в вашей ситуации, а надавить, напугать, заставить что бы вы заплатили.

К.Толкачёв- К сожалению, иногда звонки от коллекторов бывают и ночью.

Д.Литвинов- В нашей практике были такое случаи, когда звонки были после 22 часов. По одному делу был суд и отсудили компенсацию морального вреда. Но есть один минус- компенсация вреда очень минимальна. Доказательная база сложнейшая, судебный процесс сложнейший, а компенсация морального вреда всего 500 рублей. Эта сумма не стимулирует не нарушать наши с Вами права.

К.Толкачёв- Имеют ли коллекторы право поджидать в подъезде, входить в квартиру, описывать имущество и т. д.?

Д.Литвинов- Среди людей людей ходит мнение, что если пришёл человек в пиджаке и галстуке, представился коллектором и спрашивает о долгах, то этому человеку необходимо предоставлять всю информацию. Рекомендация одна- как только к Вам подошёл незнакомый человек с такими вопросами- вызывайте полицию. И как правило, после этого незнакомый человек сразу же исчезает. Эта рекомендация срабатывала неоднократно.

К.Толкачёв- Какие существуют правовые формы ухода от проблем с коллекторами?

Д.Литвинов- Коллекторы выступают инициаторами идеи разбирательства с банками. Сейчас коллекторы, в основном, работают по банковским долгам. Иногда появлялись корректоры, которые работали в сфере ЖКХ. Правовая форма- обращение в суд. На сегодняшний день судебная практика на стороне потребителей. В ходе судебного разбирательства выясняется, что в договоре с банком имелись незаконные условия по которым на человека возложили определенный долг. Долг должен взыскивать банк, а он перепродал его корректорам.

К.Толкачёв- Под анонсом нашей передачи есть запись от комментатора Ивана: В ульяновской области сложилась практика: признание уступки прав коллекторам (цессия) по договорам до 1.06.14 незаконна, если это явно не оговорено в договоре.

Д.Литвинов- Да, такое условие есть в договоре- не предупредив кредиторов (нас с Вами) банк может передавать информацию о наших долгах. Но это не законно. Но даже если Вы уже подписали договор с такими условиями, и у вас не было возможности от этих условий отказаться, то банки до сегодняшнего дня признавали эти условия незаконными. Я рекомендую — при возникновении обращений и звонков от коллекторов, нужно разобраться с информацией о задолженности. Изучить свои квитанции о платежах.

К.Толкачёв- Проверить информацию о задолженности можно и обратившись письменно в банк, в котором мы брали кредит?

Д.Литвинов- Совершенно верно. К сожалению, банки работают не в условиях конкуренции. Они не борются за клиентов, не заботятся о своей репутации. Поэтому очень часто долги надуманы. Если вы сверили все цифры в платежах и понятно, что Вы ничего не должны, то обращение коллекторов можно игнорировать.

К.Толкачёв-На что следует обратить внимание при заключении договора или микрозайма?

Д.Литвинов- Первый совет. Изучайте внимательно договор, а при возникновении вопросов- обращайтесь к специалистам. Необходимо обратить внимание на то, необходимо ли Вам для получения кредита предоставить свои персональные данные, предоставляется ли банку право передавать ваши персональные данные третьим лицам. Если такой пункт есть, то Вы можете не предоставлять банку такое право- передавать ваши данные кому либо. Банк не может отказать Вам в выдаче кредита по такому основанию. Второй совет- необходимо внимательно читать условия договора, прописанные мелким шрифтом. Третий совет- не подписывайте договор сгоряча и сразу. Лучше изучить договор досконально, посоветоваться со знакомыми и специалистами. Сложности в получении кредита нет. Банки зарабатывают на выдаче кредитов деньги. Поэтому- не Вам банк диктует правила, Вы банку.

К.Толкачёв-Можно ли убедиться не стали ли мы жертвами не существующих коллекторов, мошенников?

Д.Литвинов- Можно. Нужно перевести разговор в письмо- обращение к банку, с вопросом предоставить информацию о своей возможной задолженности, о причине обращения коллекторов и т. д. Зачастую после этого и банки и иные организации отказываются подтверждать сотрудничество с коллекторами.

К.Толкачёв- Можно ли проверить существование такой коллекторской организации на сайте государственного реестра?

Д.Литвинов- Да,конечно. Через интернет можно бесплатно получить выписку о регистрации такой организации. По налоговому номеру можно узнать всё об этой организации.

К.Толкачёв- В какие государственные органы и общественные организации можно обратиться за консультацией и защитой своих прав?

Д.Литвинов- Существуют федеральные исполнительные органы- например Роспотребнадзор. Существуют и муниципальные органы- можно обратиться в мэрию, там уже направят в нужный вам комитет. Так же и при администрации города есть специалист по защите прав потребителей, который может Вам помочь и проконсультировать. Существуют и общественные организации, которые заинтересованы в защите прав потребителей.

К.Толкачёв- Как можно обратиться к Вам?

Д.Литвинов- Центр по защите прав потребителей находится на Бебеля 36. 49-63-13 или 97-55-22. Для обращения к нам нужно взять все документы. Мы сможем проконсультировать, а в случае необходимости и обратиться в суд.

К.Толкачёв- Если говорить об уровне закредитованности, о коллекторской активности, каковы Ваши прогнозы?

Д.Литвинов- Активность коллекторских агентств будет расти. До судебное урегулирование долгов должно существовать. Работа коллекторов должна заключаться только в информировании- нельзя допускать давления и угроз со стороны коллекторов. С ростом количества кредитов, будет увеличиваться и количество коллекторских агентств. Вывод- потребителям нужно уметь защищать свои права в таких ситуациях. Ваши долги банк может продать коллекторам, только с Вашего согласия, путём заключения договора. Все вопросы нужно решать путём письменного обращения в банк

К.Толкачёв- Как Вы считаете, необходимо ли создание в России специального закона о защите от коллекторов, о коллекторской деятельности в целом? К примеру, в Америке такое законодательство существует ещё с 70-х годов.

Д.Литвинов- К сожалению, наше общество не готово защищать свои права. Поэтому отдельный закон, регламентирующий полномочия коллекторов в ситуации, когда общество не готово себя защищать, будет иметь только негативное значение. Поэтому я и наша организация однозначно против создания такого специализированного закона. Сейчас можно защищать свои права на основе Конституции, Гражданского кодекса, Закона о защите прав потребителей. На основе этих законов можно и взыскивать долги с потребителей,которые не выплатили их по договорам.

К.Толкачёв- Обязательства должны исполняться надлежащим образом, но не нарушая Ваши права. Защищайте свои права и пользуйтесь рекомендациями Дениса Литвинова- руководителя Центра защиты прав потребителей.