Двухлетие отметил неделю назад фонд «Ульяновск – культурная столица». В связи с этим в минискусства региона устроили пафосную пресс-конференцию с отчетом о его деятельности. Чувствуется, сами сотрудники фонда прониклись важностью своей работы. Но у многих моих знакомых за время существования и фонда, и вообще программы «Культурная столица» сформировалось по отношению к сему предприятию здоровое чувство скептицизма, да и читатели «СК» частенько выражают свое раздражение этим «титулом».
Топтание
В сентябре 2001 года, когда Ульяновск ни с того ни с сего был объявлен культурной столицей ПФО, в числе участников проекта оказалась арт-группа «Археоптерикс» из Ижевска. Создатель группы Роман Постников поделился тогда со мной впечатлениями:
– Когда мы ехали на фестиваль, то представляли себе город, в котором каждый час, каждую минуту повсюду что-то происходит, мы надеялись увидеть нечто особенное, может, подобие карнавала. Переживали, что, наверное, не успеем побывать везде. Я страшно разочарован: город занят своими делами, мы предоставлены сами себе, и только один-два раза в день можно попасть на банальный показ мод или концерт в духе советской «сборной солянки». В качестве протеста мы вышли из гостиницы «Венец» и устроили спонтанную арт-акцию «Топтание Церетели», так как узнали, что Зураб Константинович – автор мозаики в фонтане.
Выходка ижевчан, может, была в большой степени мальчишеством и хулиганством, но современное отношение к культуре все чаще вызывает похожую ассоциацию с топтанием. «Культурная столица» в том самом 2001-м задала тон культурной политике в целом. Напомню читателям, что программа «Культурная столица Поволжья», которая несколько лет шествовала по разным городам с так называемым марафоном культурных событий, и фонд «Ульяновская культурная столица» при схожести названий – разные вещи. В то время как общественность замерла в ожидании, что в городе построят новые дворцы культуры или, может, создадут оперный театр, им говорили, мол, важнее импульс творчества, который «разбудит» деятелей культуры и сподвигнет их к созданию необычных проектов. Отчасти, кстати, сподвиг. Например, Музей народного творчества показал публике работы заключенных из колоний Ульяновской области, которые были дополнены замечательными фотографиями отбывающих срок. Выставка для того времени была необычная. Кроме того, и это немаловажно, на средства выигранного гранта музей приобрел новые витрины. Легкие, удобные для переноса и монтажа, красивые, они используются до сих пор, но постепенно приходят в негодность. Государственный музей, финансирующийся по остаточному принципу, от этого выиграл. Но, увы, условия грантов не всегда дают возможность приобретать для учреждения или коллектива то, что может быть использовано более одного раза.
Иллюзия
Политики от культуры подхватили идею раздачи слонов – простите, грантов. С одной стороны, вроде хороший стимул для творческой фантазии и поддержки разовых инициатив, с другой – экономия на поддержании культуры в целом. Вот и играют музыканты симфонического оркестра на собственных инструментах, за амортизацию (то есть за старение в ходе использования для нужд филармонии) которых им, кстати, никто не платит – а должны. Это так, к примеру-
Что до проектов, получивших гранты, то, на мой взгляд, гораздо более интересными они получаются у людей, не льнущих к скудной кормушке фонда или регионального минискусства. Например, театр-студия «Enfant-terrible», который возник, выстоял и продолжает успешно жить исключительно на энтузиазме группы творческих людей, потому что они просто не могут существовать вне своей профессии. Или джазовый ансамбль «73 штат» – проект, может быть, коммерческий, но при этом высокопрофессиональный.
Фонд «Ульяновск – культурная столица», сообщила министр искусства Татьяна Ившина, ведет огромную работу. Если верить письмам, с завидной регулярностью приходящим от пресс-службы фонда, работа просто кипит. По большей части – работа по переписыванию и пересылке сообщений от ульяновских музеев, театров, творческих коллективов, к которым сам фонд никакого отношения не имеет. Еще фонд с большим удовольствием принимает у себя участников разного рода дискуссий, и может показаться, что имеет отношение к самым разным проблемам. Искусная иллюзия. Например, в прошлом году мы поинтересовались, как поможет фонд отпраздновать кинотеатру «Художественный» его 100-летие и вообще выстоять в непростой конкурентной ситуации, но получили ответ: «Культурная столица» лишь предоставила площадку для обсуждения». То есть пришли, поговорили, обозначили проблему – и с глаз долой. А какой смысл был в обсуждении темы, как развиваться культуре в Заволжье? По-моему, никакого.
Загадочная механизация
Любопытно было узнать из уст Ившиной на пресс-конференции, что только благодаря фонду мы встретились с таким человеком, как знаменитый искусствовед, президент Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова. Действительно, год назад она приезжала в Ульяновск по приглашению «Культурной столицы». Но лично я впервые увидела Ирину Александровну в ульяновском Музее современного изоискусства имени Пластова еще в декабре 2004 года, когда она привезла из ГМИИ коллекцию экспонатов для выставки «Сама по себе кошка». Фонда тогда в помине не было! А сотрудничество этих музеев началось еще раньше – в 1996 году. В сентябре 2013-го нас порадовали встречей с певцом Дмитрием Хворостовским, но ведь это лишь вопрос денег: заплатили гонорар, выполнили условия райдера – и концерт состоялся. И если уж говорить о визитах знаменитостей, то в советские годы их было не в пример больше.
В длинном рассказе о деятельности фонда звучали слова о международных культурных форумах (на которые щедро тратятся десятки миллионов рублей), о заседании комитета Госдумы по культуре в Ульяновске (так ведь они за государственный счет в любое место поедут!), о том, что Ульяновск стал площадкой для обсуждения мировых проблем в области культуры… А ульяновской культуре от этого – что? А публике? На наше счастье, ульяновские музейщики, артисты, музыканты, художники не бросились оголтело писать пресловутые проекты и продолжают обычную работу – ставят спектакли, выступают с концертами, организуют выставки… И модные мастер-классы при всей их популярности не отменили стройную систему образования в школах искусств. Искренне жаль этих творческих людей, которых обязывают и свою работу выполнять, “и изучать проектную терминологию: на днях знакомая рассказывала, что вместо занятия вынуждена была выяснять, что такое «механизм реализации проекта»…
Призеры по плану
Единственное, с чем не могу поспорить – это деятельность креативного пространства «Квартал». Это место, в котором можно сделать то, чего в другом месте не сделаешь. Огромное с виду здание ЦНК работает только для своих штатных коллективов. А попросился туда джазмен Газинур Сафиуллов с учениками созданной им джазовой студии «Караван» – не пустили. Почему? Кому бы он там помешал? В итоге занимается с ребятами у себя дома… А в «Квартале», в маленьком доме № 78 по улице Ленина, и места-то с гулькин нос, но используют его по уму. Правда, и в рассказе о «Квартале» фонд явно перегнул палку. «Менее чем за два года в нем произошло 220 уникальных мероприятий», – сообщается в пресс-релизе. 220 – и все уникальны?
Полагаю, для тех, кто работает в фонде, его значимость неоспорима. Но со стороны все похвалы как-то неубедительно выглядят. Можно сколько угодно гордиться переговорами на высоком уровне и количеством зарубежных участников форумов, в то же время не видеть нищенских зарплат, обшарпанных стен, текущих кровель в тех местах, где действительно занимаются культурой. И называть Ульяновскую область родиной талантов. Кстати, вы знали, что у каждой детской школы искусств есть свой план по количеству дипломов призеров творческих конкурсов?! При этом все поездки детей на конкурсы и фестивали, все затраты – от взноса до питания, проживания и проезда – осуществляются за счет родителей. И командировочных педагогам не выдают. Фонд тут, конечно, ни при чем, но и минискусства тоже от участия в поддержке детского творчества воздерживается. А с переходом Ившиной из фонда в минискусства вообще стало непонятно, где кто. Новости у обеих контор почему-то одинаковые. Пока функция фонда мне представляется чем-то вроде новенькой блестящей вывески, что появилась в прошлом году на обшарпанном здании филармонии.
Анна ШКОЛЬНАЯ
автору
Зачот!
Наблюдатель
Ившина невероятно коньюнктурна. Все что она делает – это чуткая тактика следования хотелкам губернатора. Обратите внимание, что сама она ничего не сделала за 10 лет пребывания у власти. Кинофестиваль-Губер. Пластовская осень-Губер. Культурная столица-Губер, культурный форум- опять же губер. Она мотается по европам и все тщательно фотографирует и записывает что у кого есть. Сама в принципе придумать ничего не может. Не в обиду Ившиной будет сказано, но где это вы видели, чтобы человек до 40 лет отсидел в библиотеке, а потом вдруг бац!!!! и стал великим управленцем! Чудес не бывает. Помните поговорку- откуда в жо..е золото! Вот это про Ившину. Но такие работники нужны сегодняшним правителям. Чем преданнее, лизоблюднее, послушнее, глупее , тем лучше. Ившина идеал. Она подходит во всем. Хотя сама то она, конечно, так не считает.
ооо
В печенках пустой ившинский пиар.
А насчет Квартала – вы спросите сколько он денег ест в год. Фактически – это главный пиар отдел Ившиной. Они и половину аккаунтов ей ведут. И посмотрите на простых работников культуры.
Виктор Каменев
За что СК ни возьмётся – везде у него скептицизм, нигилизм и пофигизм. Просто какой-то экстремизм! Вообще-то, обхаять можно что угодно, чем СК и занимается. Это – не журналистика, это журнаглистика. “Культурная столица” не без проблем, но жизнь города оживила, это факт. А вот арт-группы, которые “топчутся” – это мусор, трэш-искусство, которое так любит СК, трэш-газета.
Милиция
Виктор вы свободный художник?
Виктор Каменев
Вас уже нет – вы переименованы, художник!
С того света ( Милиция)
Жаль,что вы о такой тонкости не вспомнили в своем комментарии о поездке на митинг, в Москву. Где вы лично, упомянули(вполне понятно, что по привычке)о милиционерах вместо полицейских, фиксировавших через средства объективного контроля (рамки)количество демонстрантов. Так что,грабли,которые вы мне хотите вручить-ваши! Поэтому и вручаю их обратно.
P.S. Надеюсь что воспримите все как шутку!
И совсем как не в шутку-вакантно ли место советника у Беспаловой? На котором пребывал известный блогер Сергей (запамятовал фамилию)…пора и вам уже в штат.
Овсов
Вспомнил,вспомнил фамилию блогера, дай бог ему здоровья! Паховский! Паховский Сергей…
Коммерческие музыканты
“… джазовый ансамбль «73 штат» — проект, может быть, коммерческий, но при этом высокопрофессиональный” – а где логика? что “коммерческий” и “высокопрофессиональный” – взаимоисключающие понятия??? музыкант – профессия и к этой профессии люди готовятся полжизни – 16 лет (школа, училище, вуз и не перепрыгнуть…) и всю жизнь совершенствуются… и вкладываются, вкладываются, вкладываются…. потому что профессионалам (не фанерщикам) нужен хороший звук, профессиональные (а значит дорогие) инструменты и доп. оборудование, транспорт …
А ещё нужен драйв, а на голодный желудок вам даже воробушек не начирикает)))))
Статья
И это еще мягко написано. Действительность гораздо хуже, уж Вы поверьте. Вся работа заключается в том, чтобы сделать вид, что ты работаешь. Это ж надо так уметь. Что Мурдасова была, что Ившина теперь. Хрен редьки не слаще. Они там все в Правительстве нашем, только болтологией занимаются. Зачем что-то строить, что-то новое внедрять? Главное поговорить. Из загранкомандировок не вылезают, а толку – то. Да уж выгоните Вы всю эту шушару наконец…
Прохожий
Хорошая статья… Анна все правильно изложила..Действительно бюджетные деньги тратятся… Да и Квартал содержится за счет региона.. И там постоянно передвижки в кадрах.. Тех кто его открывал уже и нет в нем.. Почему то..
Заинтересованный читатель
“Политики от культуры подхватили идею раздачи слонов — простите, грантов. С одной стороны, вроде хороший стимул для творческой фантазии и поддержки разовых инициатив, с другой — экономия на поддержании культуры в целом.” – Если коллективы поддерживать в начале их деятельности и создать для них стартовые условия, тогда они впоследствии смогут повлиять на развитие культуры в целом, поскольку культура складывается из самых разных составляющих. В качестве примера можно привести тот же Квартал, в который изначально были вложены деньги, а сейчас он практически вышел на самоокупаемость.
“гораздо более интересными они получаются у людей, не льнущих к скудной кормушке фонда или регионального минискусства” – это, безусловно, хорошо. Но о чем Вы говорите? Призываете не поддерживать коллективы совсем?
“По большей части — работа по переписыванию и пересылке сообщений от ульяновских музеев, театров, творческих коллективов, к которым сам фонд никакого отношения не имеет.” – Насколько известно, сайт “Ульяновск – культурная столица” имеет отношение не только к фонду, но и ко многим культурным учреждениям города и области. Такая договорённость достигнута с их пресс-службами, поэтому наличие в рассылке новостей музеев театров и т.д. – закономерно.
“«Менее чем за два года в нем произошло 220 уникальных мероприятий», — сообщается в пресс-релизе. 220 — и все уникальны?” – непонятно, на чём основывается сомнение автора? В социальной сети ВКонтакте есть приложение, где можно отследить все мероприятия Квартала (http://vk.com/app4126370_-41862609). Только взглянув на августовскую его часть, становится ясно, что практически каждый день там проводится мероприятие. В году 365 дней. Математика очевидна.
111
ДК Строитель
Ившина
Ну вот те на! А ДК Строитель – это ж моя подчиненная Сафронова! Любимая дэвушка Губернатора. И вот где она? Да все по свадьбам да по банкетам шабашит. Ей вверенным учреждением заниматьься не с руки. Да и про Сергей Иваныча забывать то нельзя…..Уволю ее на хрен! Хотя нет….не уволю! Лучше во Францию маханем….опять! А то вдруг чаго!!!
Забавно всё это
“То есть пришли, поговорили, обозначили проблему – и с глаз долой. А какой смысл был в обсуждении темы, как развиваться культуре в Заволжье? Помоему, никакого.” – в оригинале статьи не зря допущена ошибка в слове “по-моему”, Анна очевидно искала помои, но доводы какие-то неубедительные. Сразу видно, что человек не в курсе что такое Фонд и как он работает.
А аргументы типа: “Дороги бы сначала построили…” и т.д. должны лететь в адрес Департамента транспорта и дорожного хозяйства Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области. Всё просто)
Девушка захотела инфовброс, внимание к себе привлечь, но скандальный путь для этого – самый дешёвый способ.
Кто-то извлекает плюсы, а у кого-то кипит …
Зачем сотрясать воздух, Анна? От кляуз, критических статей и колких замечаний лучше ситуация не станет. пишешь неплохо, видно, что к культуре как-то причастна. Ты сочини что-нибудь дельное и приди с этим в Фонд, Минкульт, Квартал или подобное ведомство. Может “спасибо” и к месту придется.
Скажите отрасль, где все довольны руководителями, процессами и результатами! Спорт? Образование? Наука? Здравоохранение? Там ли достойные зарплаты? Там ли меньше красивых отчетов? Там ли доволен потребитель? ОТНЮЮЮЮЮДЬ! Все воют, хаят, поносят. В Олимпиаде победили, а все равно ворчат, что все ворюги, расточители и толстопузы.
Для кого-то Ульяновск – это уазики и самолеты, а для кого-то колобок, Ё и культурный Форум. Скоро вот Лиза Боярская и Чулпан Хаматова приедут. зрителя радовать. Схожу, посмотрю. И не зависимо от того, понравится или нет – спасибо за такую возможность ульяновской “культуре”.
скептик
Вообще какая-то скудная аргументация…
Привыкли хаять все местное. В России по прежнему два беды… Причем если плохие дороги можно критиковать, т.к. объективно их оценить может любой человек, то дураками можно объявить кого угодно не аргументируя. Может быть в этом проблема?
Чтобы вести оценку чьего-либо труда следует в нем разобраться, хотя бы для того, чтобы подтвердить свои слова здравой аргументацией. Можно пытаться выставить дураком кого угодно, но при этом есть риск оказаться таковым самому.
Комментатор
Самое время открыть тайну. Анна Школьная написала этот материал, чтобы убедить всех, что журналист из нее плохой. В противном случае непонятно, почему она так навязчиво и упрямо на протяжении всей статьи приписывает фонду те функции, которые выполняет минкульт. Хочется посоветовать ульяновской журналистке в тех случаях, когда она не различает организации и учреждения, не писать огромную статью, посвященную собственному непониманию, а просто спросить. Тем паче что на пресс-конференции она, кажется, была и могла задать вопрос лично министру. Хотя судя по всему, госпожа Школьная могла и перепутать ее с кем-нибудь. Мало ли. Ей сказали “культура”, она и пошла писать. А там уж как пойдет. Надеюсь, Ульяновск и Ульяновскую область различаете, Анна. А то в статье ошибиться можете.