Август начался весело. То ли с очередной победы, то ли с нового бедствия. А ведь у нас в России всегда так: власть должна постоянно держать свой народ в недоумении. Умом Россию не понять. Да и управлять с его помощью у нас тоже не стоит. Но всё же понимать происходящее становится жизненно необходимо.

Война на наших глазах

Как и предполагалось, проблемы военного времени докатились до такой российской глубинки, как Ульяновск. Количество украинских беженцев выросло до двух тысяч и будет расти дальше ввиду закрытия для них некоторых более богатых регионов.

Жить обычной жизнью в Ульяновской области, с их слов, легально они пока не могут. А государственное гостеприимство, по словам, зампреда облправительства Вильдана Зиннурова, не всегда удовлетворяет прибывающих: пункты временного размещения в муниципальных образованиях подготовлены не везде и не все надлежащего уровня.

Ульяновцы готовы поддержать братьев по исторической судьбе, но предпочитают оказывать помощь конкретным семьям и людям, а не вкладывать деньги в общий котёл благотворительных организаций. Ибо не очень доверяют.

Тем более они не готовы оказывать «добровольную» помощь по разнарядке. На удержания из зарплаты жалуются медики. Ранее в СМИ официально сообщалось о том, что ульяновские врачи уже отправляли гуманитарную помощь на Донбас. И вот теперь поступают анонимные жалобы на повторные поборы. Такие методы явно не добавят терпимости к сложившейся в связи с войной и беженцами ситуации.

А потерпеть придётся, потому что речь идёт всего лишь о мелких неудобствах ради великой державной идеи. Во времена, когда враг у ворот, нельзя пенять на то, что ртов в тылу становится больше, а еды меньше.

Гастрономический патриотизм. «А сало русское едят!»

О еде говорили всю неделю. Причиной тому – долгожданные ответные санкции со стороны России. Мы пошли в наступление на западном экономическом фронте и переняли инициативу, больно ударив по сельскому хозяйству ЕС и США. Порядка восьми миллиардов долларов потеряют западные супостаты на наших прилавках. Фрукты, молоко, мясо – хедлайнеры санкционного списка, которым мы сказали «Давай, до свиданья!».

Блогеры и простые непишущие смертные сразу бросились сверять страны-производители своих повседневных продуктов со списком стран-врагов. Выяснилось вскоре, что импортных продуктов в нашем рационе не так много. Несколько порталов и газет опросили ульяновских «випов», которые все как один заявили о своей непричастности к поеданию запретного плода и поддержке отечественного сельхозпроизводителя.

Из стройных патриотичных рядов выбивались только рестораторы и их защитник Марина Никитина, выяснившая, что не все продукты, которые пользуются спросом у посетителей заведений общепита, можно быстро и качественно заменить на российские или союзные аналоги.

«Ух ты, как грамотно!» – воскликнули патриотические авторы рунета по поводу стенаний ресторанной публики. Оказывается, мудрый Владимир Путин, одними «аккуратными санкциями» победил не только внешних врагов, но и внутренних. «Пятая (или уже шестая) колонна», кормившаяся с руки Запада, теперь будет голодать. А по стонам сразу будет понятно, кто за Россию (единую), а кто за «Партию живота» (и партии прочих органов пищеварения). Примерно так оценил красоту ситуации известный колумнист «Эха Москвы» Антон Хащенко.

К несомненным плюсам «санкций на санкции» комментаторы отнесли поддержку отечественного сельхозпроизводителя. Александр Чепухин, зампред и министр сельского хозяйства нашей губернии, пообещал, что теперь-то вверенная ему отрасль заживёт совершенно иначе. Никто голодать не будет!

Губернатор Сергей Морозов, смотрящий чуть дальше своих подчинённых, вслед за Владимиром Путиным дал поручение не допускать дефицита товаров и повышения цен. Ни капли.

Официальные лица пишут, что область обеспечивает себя мясом на 83 процента, молоком – на 89 процентов, а овощами – на 76 процентов. Недостающие проценты приходится ввозить. В целом по стране импорт покрывает 40% потребностей россиян. Так что выборка вышеназванных «вип-опросов» не совсем, оказывается, показательна. Кто-то всё-таки ест заграничное.

Мы надеемся, что санкции скажутся благотворно на развитии ульяновской деревни, как полагают оптимистически настроенные потребители. Все предыдущие годы именно сельское хозяйство сильнее всех страдало от конкуренции фермеров недружественных нам стран. Сами посудите, например, за прошлый год поголовье крупного рогатого скота сократилось в регионе на десятую часть, а свиней – на 5 процентов. Выращенного скота стало меньше, зато возросли объёмы убоя, то есть заниматься животноводством в прошлом году у нас было не очень выгодно. Производство куриных яиц также сократилось на четверть. Выросло лишь производство молока, но покрыть дефицит так и не получилось. Напомним, что за первое полугодие 2014 года сельхозпроизводство вокруг Ульяновска сократилось ещё на 14 процентов.

При этом Александр Чепухин уверяет, что «повышения цен мы не ожидаем». Хотя за всех говорить не надо. Тот же вечно оппозиционный бизнесмен Сергей Герасимов как раз ожидает. Он пожалел бедных в прямом смысле земляков в связи с возможным ростом стоимости товаров. Более точные эксперты предрекают порядка 10% инфляции за текущий год, ослабление рубля и рост цен по дефицитным позициям на 15%.

Причиной изменения ценников станут опять-таки западные прихлебатели, засевшие у нас в тылу. Если они не найдут на полках привычные для них европейские товары, то кинутся есть наши отечественные, то есть буквально отнимать их у патриотов. А денег у национал-предателей полно (в иностранной валюте!), и это может привести к временному скачку цен, что признал даже федеральный коллега Чепухина – Николай Фёдоров.

Есть и другой сценарий пищевой диверсии. Вместо европейских и штатовских продуктов торговые монополисты просто переключатся на импорт из дружественных нам стран, что сведёт пользу для нашего сельского хозяйства к минимуму.

Но, даже если ульяновцы станут предпочитать только ульяновское, роста цен не избежать. Ибо в этом, как пишет учебник по макроэкономике, и заключается протекционизм: при прочих равных условиях цены на продукты растут, принося прибыль убыточным отечественным хозяйствам. Марина Никитина уже обнаружила на выходных российское мясо по баснословным ценам, выступив на стороне фотоблогеров-скептиков.

Пока пользователи сетей соревнуются в фотографировании пустых/полных прилавков в супермаркетах, хозяйки, ещё помнящие СССР, предусмотрительно закупаются продуктами долгого хранения и крутят банки. «За яблоки можно не переживать. Достаточно отъехать 10 км от города и можно запасаться на всю зиму… В сентябре будут поздние – ящик, газетки, опилки и погреб», – советует, кстати, Александр Чепухин, намекая, что зима не будет урожайной на фрукты.

Наше обращение к патриотам: давайте откажемся от всего заграничного, не дожидаясь очередного пакета санкций. И все – в Крым, по стопам Камиля Багаутдинова, радующего нас фотографиями русского полуострова. Проблемы клиентов «Лабиринта», отдыхавших в заморских странах – это знак свыше! Хватит преклоняться перед Западом.

Зачем собирались?

В условиях экономической осады, нам надо полагаться на собственные силы, на своё производство, на своих предприимчивых людей. Пока американцы и прочие империалисты не скупили все наши предприятия (последний пример – завод в Димитровграде), мы должны поддержать своего бизнесмена. Даже самого мелкого.

Вопросам малого и среднего предпринимательства на этой неделе была посвящена встреча губернатора области Сергея Морозова с комиссией по поддержке бизнеса. Её участники со скуки обменивались в твиттере фотографиями друг друга, а потом в «Фейсбуке» появился пост Марины Никитиной, очевидца собрания. В нём она не в первый уже раз задалась вопросом относительно роли данной комиссии: «А что мы на ней или в ней развиваем?». В очередной раз, пишет она, выступал Анатолий Сага «о своих собственных киосках». Следом – красноярский Юрий Савельев – «опять с личным вопросом аренды территории и расширения границ участка». «Три активиста, которые из совещания в совещание вещают одно и то же о своем собственном розничном бизнесе… Почему все забыли о тысяче предпринимателей? Почему при обсуждении системных вопросов решаются частные? Промолчали. Разошлись», – пишет Никитина.

Вслед за ней вопросами предпринимательства озаботился Виталий Ахмеров: «Есть ли реальная польза от этих бесконечных обсуждений?» – вторит он истории, которую поведала Марина.

Ещё более жёстко о работе в сфере поддержки малого бизнеса отозвался скромный автор «Народной газеты», задавшись вопросом о том, не пора ли поменять «капитана», подразумевая главу корпорации поддержки бизнеса Руслана Гайнетдинова. «Слова руководителя корпорации и дела, похоже, расходятся».

Как будто в ответ на страницах «Ульяновской правды» появилось интервью Руслана Шевкатовича «Любой предприниматель, который вкладывает деньги в свой проект, — это приоритетный инвестор». В тексте Гайнетдинов анонсировал создание «специализированной рабочей группы, объединяющей все структурные подразделения, имеющие разрешительные и контрольные полномочия, а также организации сетевой инфраструктуры». Во главе с зампредседателя правительства области Александром Смекалиным. На общественное обсуждение предлагается также вынести стандарт благоприятного делового климата. Всё это, по мнению чиновника-общественника, должно заметно облегчить жизнь местному бизнесу.

По всему видны какие-то нестыковки между предпринимателями и их защитниками. Сторонние наблюдатели из числа практикующих в Ульяновске занятие микробизнесом и вовсе назвали главное условие помощи – «чтоб не мешали»!

В целом, если честно, осталось загадкой, чего хотят предприниматели, чем они недовольны, молча посещая мероприятия с первым лицом области, и кто может сформулировать список претензий и предложений. Бизнес не может организовать сам себя. Можно ли на него надеяться остальным?

Отдельное недоумения по поводу того, что от лица всего бизнеса у нас продолжает голосить сугубо «малый бизнес», а, фактически, лавочники. Но это тема для отдельного большого разговора.

Пешеходам здесь не место

Ещё один защитник «ларёчников» – юрист-активист Константин Толкачёв – на этой неделе занимался не связанными с малым бизнесом проблемами, буквально доставая городскую власть: депутатов и чиновников.

Методичному троллингу с его стороны подвергся Валерий Духно – председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска. Суть претензий к местной административной элите со стороны Константина сводится к отсутствию после 21-00 маршрутных такси на заволжском направлении.

После первой публичной жалобы Толкачёва городские власти отрапортовали, что проблем с транспортом нет и быть не может – транспорт ходит «согласно расписания (орфография сохранена). интервал 10-12 минут». После второго захода с душераздирающим «За что!?» Константин предложил организовать совместную общественно-чиновничью проверку соблюдения расписания.

Чиновники не могут сказать прямо, но мы можем. Константин, купите машину и не доставайте уважаемых людей! Маршрутки не подчиняются ни Духно, ни мэру Беспаловой, ни губернатору Морозову, к которым адресованы Ваши обращения. Мэры уходят и приходят, а летучая мышь, хранительница маршруток, остаётся. Попытались было их убрать, но где-то постреляли, кого-то поснимали – и, вуаля, летучая мышь снова в деле!

Единственно на что способна городская власть, вернее, что ей оставили для самостоятельного решения уважаемые люди из братства мыши, – это развитие электротранспорта. Оно хоть и нервирует бенефициаров микроавтобусного бизнеса, но не решает задачи связи между берегами. Так что такси всем заволжцам в помощь, как говорится.

Что же касаемо электротранспорта, то и тут дела, похоже, обстоят также не очень радужно. В последнее время трамваи почти еженедельно горят или сходят с рельсов. Даже одни и те же вагоны, в одних и тех же местах. Хорошо, что во всех этих случаях никто не пострадал. Так и вертится на языке сказать, читая об очередном инциденте, хорошо, что у нас нет скоростного трамвая или метро. Городская власть не хочет и не может решать транспортные проблемы. А ведь именно общественный транспорт определяет целостность и конституцию города.

Судя по перепалке между журналистом Сергеем Титовым и анонимным комментатором его статьи из числа городских чиновников-дорожников, истинная стратегия развития города для администрации заключается в выдавливании из Ульяновска безлошадных пешеходов.

Статья Титова была посвящена ликвидации пешеходных переходов на проспекте Ульяновском. Ранее эту тему в «Фэйсбуке» обсуждали другие представители медийного цеха – Марина Уральцева и Геннадий Антонцев. По мнению Титова и Уральцевой ликвидация наземных переходов грозит аварийными ситуациями и ДТП с участием пешеходов на зачищенных участках. По мнению анонимного доброжелателя города и Геннадия Анатольевича, нововведения, напротив, привносят порядок и воспитывают жителей. Пусть даже подземные переходы, по словам комментаторов из народа, редки, страшны и недоступны для мамаш с колясками. Как и в подобной истории в прошлом году на улице Гонарова городские власти отстаивают антипешеходную позицию.

Она, кстати, полностью вписывается в историю Симбирска, возникшего, по мнению знатного краеведа Александра Павлова, как система «слобод», разбросанных вдоль основных дорог. Так что улицы Симбирска – это вовсе не улицы, это – дороги. Да и Заволжье исторически было отделено от «города» в плане транспортной доступности. Так зачем нарушать традиции?

Но заметим, что, судя по оскорблениям, которые высказал городской чиновник в адрес Сергея Титова по поводу его журналистского профессионализма, тема будет развиваться. Да и у Константина Толкачёва на самом деле есть машина.

Шоу во время чумы

Возить горожан мы не умеем, но зато претендуем на транспортные перевозки по всему миру. На этой неделе открывается Ульяновский Международный авиатранспортный форум. По этому случаю зампред Вильдан Зиннуров, курирующий тему в областной администрации, дал развёрнутое интервью.

Оказалось, что и МАТФ-2014 затронули антироссийские санкции. Зарубежное представительство на форуме сократилось на треть. Сотрудничество европейцев по технической линии с нами постепенно свёртывается.

В связи с этим возникает закономерный вопрос о необходимости и результативности грандиозного трёхдневного действа. Какую пользу столь масштабное и, безусловно, имиджевое мероприятие принесёт городу и региону? Хотелось бы увидеть смету, а по итогам – подробный отчёт. Тем более, говорят, что МАТФ в этом году испытывает некоторые финансовые трудности.

Не менее интересно узнать и об общественной значимости готовящегося шоу. Как будет всё организовано? Вильдан Ханифович сознался, что с программой шоу до конца ещё не определились. Не видно и никакой рекламы предстоящего праздника. Расписание автобусов до взлётной полосы анонсировали буквально на днях. Но что увидят там люди? Всё ли готово к их приёму в «Восточном»? Не повторятся ли ошибки прошлых лет? Ульяновск – на взлёт или в пролёте?

Надеемся, что эти вопросы прозвучат и на аппаратном совещании у губернатора в понедельник. Будем следить. Тем более, что Сергей Иванович завёл себе «Инстаграм».

Теперь – с картинками! Читайте и смотрите Улпрессу.