Анализируя ситуацию с запретом ввоза в Россию импортного продовольствия, я все больше прихожу к выводу, что особенно некрасиво в ней себя ведут, во-первых, российские олигархи, которых ущемили западные санкции и которые в качестве мести за них ввели на самом деле, думаю, этот запрет на ввоз продуктов, и во-вторых, те, кто запрету радуется, поскольку и первые, и вторые прячутся за спины официальных лиц и своей собственной репутацией ничуть не рискуют. Как во многом и комфортом.
На мой же взгляд, прятаться ни за чьи спины не надо. Если Запад ненавидишь и радеешь за поддержку отечественного производителя, всегда есть возможность объявить западным товарам личный бойкот и покупать только свои. Патриотизм, так уж без того, чтобы кривить душой. Тогда и руководству не будет нужды принимать решения, которые аукаются негодованием в мире, ведь если импортные товары перестало бы покупать население, поделать с этим ничего было бы нельзя. Обижаться на народ – глупо.
В общем, если кто-то радуется сейчас этому запрету, ему следует не только перестать покупать испанские персики и маслины, литовские сыры и йогурты, бельгийские колбасы и немецкое риво, но разобраться и с промтоварами. Нужно выбросить в мусорку импортные телевизоры, все эти «филипсы», «шарпы», «сименсы», «сони», «панасоники» и «самсунги», и купить, например, белорусские или, возможно, российские какие-то. Туда же следует отправить стиральные машины европейского производства, заменив, их на «Вятку-автомат». Так же поступить с импортными компьютерами, планшетами, смартфонами, айфонами, мобильными и стационарными телефонами. Пока не появятся эти аппараты отечественного производства, пользоваться китайскими.
В этом же ряду холодильники, другие электроприборы, фотовидеоаппаратура, сантехника, шубы, куртки, джинсы, обувь, часы. Все – на свалку.
И особый разговор – об автомобилях. Слишком много заграничных в России их сегодня. Я, конечно, не знаю, что думают о продовольственном эмбарго их владельцы, но если и они ликуют, то это уж ни в какие ворота. От иномарок им надо избавиться. Продать их, скажем, тем, кто к Западу и Японии с Южной Кореей относится пусть и не с любовью, но терпимо, а самим купить, к примеру, «уазики». Можно прямо с названием «Патриот», о начале выпуска модернизированной модели которого объявило на днях руководство завода.
Вот это, а не аплодисменты запрету на ввоз продуктов, будет поддержкой своей промышленности и избавит владельцев УАЗа от искушения вырубить голубые ели перед заводоуправлением (ради платной автостоянки). Избавит и руководство страны от искушения запреты вводить. В XXI веке это варварство. Если кто-то хочет покупать на собственные деньги те же испанские оливки, никто, на мой взгляд, не вправе ему это запретить. Никто никому не вправе диктовать, что ему можно есть, а чего нельзя. Даже ради патриотизма. Пока улицы российских городов заполнены «мерседесами», «фольксвагенами», «фордами», «ниссанами», «хондами» и прочими «лэндроверами», квасной патриотизм лучше бы вообще не демонстрировать и не смешить честной мир.
Стоит, правда, сказать, что Ульяновск в этих условиях смотрится вполне достойно. Гораздо достойней многих других городов. Открыто почти не злорадствует, не истерит и не кликушествует. Истерику вообще куда больше нагнетает, по-моему, телевидение (принадлежащее, кстати, тем же олигархам). И куда меньше подвержен этому простой народ, которому война не нужна. Ни торговая, ни холодная, ни горячая. Никакая. Жить люди-то хотят. Жить спокойно и в достатке.
Андрей СЕМЕНОВ.